1Холодная война

16 апреля 1947
(город Колумбия штата Южная Каролина)
Впервые выражение «холодная война» (от англ. Cold war) прозвучало в речи американского политика и финансиста Бернарда Баруха. Миллионер, одинокий волк с Уолл-Стрит (так его прозвали за то, что в эпоху трастов Барух все финансовые операции делал один), он был советником президентов США Вудро Вильсона и Франклина Рузвельта. После Второй мировой войны Барух предложил полностью запретить атомное оружие, но его план не был принят, хотя и вызвал горячую дискуссию между Вашингтоном и Москвой.

Бернард Барух (Это изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)
16 апреля 1947 года Бернард Барух выступил в законодательном собрании Южной Каролины. «Сегодня мы находимся в состоянии холодной войны», — сказал он об отношениях с Советским Союзом. Известно, что фразу «холодная война» предложил Баруху его помощник — публицист Герберт Суоп. Но широко известным и общеупотребительным это выражение сделал влиятельный американский журналист Уолтер Липпман. Он написал на эту тему ряд статей в газете «Нью-Йорк Трибьюн», которые затем вышли отдельной книгой под названием «Холодная война. О внешней политике США».

Капитолий штата Южная Каролина
2Железный занавес

(город Фултон штат Миссури)
Первоначально так называлось приспособление в театре — железный занавес опускали в случае пожара. Он надежно отгораживал зрительный зал от огня. Впервые железные занавесы появились во французских театрах в конце XVIII века. В ту пору для освещения сцены использовали открытый огонь — свечи и масляные светильники, поэтому пожары были нередки. Позже под «железным занавесом» стали понимать изоляцию какой-либо страны.
В Советском Союзе Социалистических Республик это крылатое выражение устойчиво ассоциировалось с именем бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.

Выступление Черчиля с «фултонской речью»
5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже в американском городе Фултоне штата Миссури Черчилль выступил со знаменитой речью. Он подвел политические итоги Второй мировой войны и заявил, что «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился «железный занавес». В советской публицистике было принято считать, что именно эта речь положила начало «холодной войне» между СССР и Западом.

Уинстон Черчиль (изображение из архивов Imperial War Museums)
Однако Черчилль был не первым, кто употребил это выражение в подобном контексте. За год до выступления в Фултоне это сделал министр пропаганды фашисткой Германии Йозеф Геббельс. В статье «2000 год», напечатанной 23 февраля 1945 г. в журнале «Das Reich», Геббельс сделал своего рода футурологический прогноз. Он утверждал, что если Советский Союз одержит победу в войне, то он отгородит «железным занавесом» Восточную и Юго-Восточную Европу от остальной ее части.

Йозеф Геббельс (источник изображения Bundesarchiv, Bild 146−1968−101−20A / Heinrich Hoffmann / CC-BY-SA)
Впрочем, стоит отметить, что еще до Второй мировой войны выражение «железный занавес» встречалось в советской публицистике. Так, в январе 1930 года в «Литературной газете» была опубликована статья писателя Льва Никулина, которая так и называлась: «Железный занавес». В ней он писал следующее: «Когда на сцене пожар, сцену отделяют от зрительного зала железным занавесом. С точки зрения буржуазии в Советской России двенадцать лет кряду длится пожар. Изо всех сил нажимая на рычаги, там стараются опустить железный занавес, чтобы огонь не перекинулся в партер… Буржуазия пытается опустить занавес между Западом и нами».

Василий Розанов
Однако пальма первенства, судя по всему, принадлежит известному религиозному философу, критику и публицисту Василию Розанову. Почти за 30 лет до выступления Черчилля, в 1917 году, он написал «Апокалипсис нашего времени»:
«»С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес.
— Представление окончилось.
Публика встала.
— Пора надевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось».
3Империя зла

(город Орландо, Флорида)
Крылатым это выражение сделал президент США Рональд Рейган. 8 марта 1983 года он выступил на конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо штата Флорида. Рейган тогда, в частности, заявил, что вожди коммунистического движения «олицетворяют зло в современном мире».

Рональд Рейган
Американский лидер осудил «агрессивные устремления империи зла», подразумевая под ней Советский Союз. Хлесткое определение быстро стало популярным на Западе.
Любопытно, что некоторые поклонники британского писателя Джона Р. Р. Толкиена приписывают ему авторство выражения «империя зла». В его книге «Властелин колец» Запад — обитель свободных народов, а на Востоке гнездится зло.

«Мордор» (Кадр из фильма «Властелин колец»)
Ряд исследователей полагают, что Мордор, страна, где правит воплощение зла Саурон, — это намек на Советский Союз. Впрочем, другая, не менее многочисленная группа специалистов видит в Мордоре нацистскую Германию.
4Агрессивно-послушное большинство

(Москва, Большой кремлевский дворец)
Выражение «агрессивно-послушное большинство» принадлежит историку и ректору Московского историко-архивного института Юрию Афанасьеву. 27 мая 1989 года он выступил на Первом съезде народных депутатов СССР. Основная часть участников этого съезда тогда выступала мало, но вела себя агрессивно по отношению к представителям оппозиции. Так, они «захлопывали» выступления академика Андрея Сахарова, шумели и свистели, когда на трибуну поднимались представители Межрегиональной Депутатской Группы — такие как, Борис Ельцин, Анатолий Собчак, Гавриил Попов и другие.

Юрий Афанасьев (Фото Сергея Абраменкова, »Эхо Москвы»)
Тогда Юрий Афанасьев, который был лидером Межрегиональной Депутатской Группы, с трибуны заявил, что сформирован «сталинско-брежневский Верховный совет», а оппонентов назвал «агрессивно-послушным большинством». Хлесткое и яркое определение моментально подхватили СМИ, термин прижился и вошел в лексикон публицистов и политологов.


Первый съезд народных депутатов СССР
5Желтая пресса

Выражение родилось в Нью-Йорке конца XIX века. В 1895 г. в газете «The World» появилась серия забавных рисунков, среди персонажей которых был и некий мальчик, который комментировал происходящее. Этот ребенок имел отличительный признак — он был одет в рубашку желтого цвета. Вскоре вся серия рисунков получила неофициальное название «Желтый мальчик». Она стала столь популярной, что и другая газета — «New-York Journal» начала публикацию аналогичной серии. Между двумя газетами разгорелся спор из-за авторских прав на «желтого малыша».

«Желтый мальчик»
Весной следующего года, 1896 г. редактор «New-York Press» Эрвин Уордмэн, комментируя в своей колонке всю эту тяжбу, презрительно назвал обе конкурирующие между собой газеты «желтой прессой».
До укоренения этого выражения в европейских языках использовался его аналог — «револьверная пресса» (с немецкого «Revolverpresse»), который родился в Германии 1870-х гг. и обычно применялся по отношению к газетам, которые существовали за счет скандальных разоблачений, шантажа
Это словосочетание было широко употребительным и в русском языке вплоть до 30-х гг. XX в., пока его окончательно не вытеснило другое, более популярное — «желтая пресса».
