1
Франсуа де Гиз
показать на карте
В Европе в середине XVI века вспыхнули религиозные войны, буквально разделив людей на два лагеря: католиков и их оппонентов — протестантов. Первые защищали традиционное положение вещей, утверждаемое Папой Римским, а вторые жаждали ограничить влияние римско-католической церкви и ее служителей на общество, государственную политику и экономику.
На протяжении веков римско-католическая церковь фактически управляла европейскими странами, княжествами и кантонами, подвергая несогласных с интересами церкви простых людей смертной казни, а в случае с государственными деятелями — отлучению их от церкви, а значит, и от Божьего покровительства. Однако идеи просвещения и гуманизма оказались сильнее страха и стали причиной общественного возмущения действиями Папы и его служителей, приведя к массовым протестам против власти римско-католической церкви. Люди жаждали жить не по воле Папы Римского, а по заповедям Божьим, создавая на земле царство справедливости, где обращение к Богу не нуждалось бы в посредничестве католических служителей. Обоснование новым идеям дали такие гуманисты, как немец Мартин Лютер и француз Жан Кальвин, а их последователи стали называть себя протестантами, кальвинистами и гугенотами. В свою очередь поделились на католические и протестантские и европейские государства, княжества и даже города. Одни их правители были не прочь изменить в свою пользу сложившееся положение вещей, другие выступали на стороне римско-католической церкви, опять же в своих интересах пользуясь ее поддержкой и благами. Однако времена были такие, что религиозные диспуты быстро перерастали в столкновения и войны, а жизнь лидеров сторон подвергалась опасности со стороны фанатиков, желающих стать истинными защитниками веры и… убийцами.
Франсуа де Гиз
Место убийства: окрестности Орлеана
Вершиной могущества для герцога Франсуа де Гиза стал 1560 год, когда при малолетнем короле Франциске II (1544–1560) он и его семья практически захватили власть во Франции в свои руки. Гизы выступали ярыми защитниками римско-католической церкви и начали гонения на протестантов, введя смертную казнь за участие в собраниях гугенотов и казня, в том числе — аристократов, за причастность к новой вере. Французское дворянство незамедлительно составило заговор против Гизов и предприняло попытку выкрасть шестнадцатилетнего короля из Амбуазского замка и склонить его к отмене гонений на протестантов и устранения Гизов от управления государством. Однако эта попытка провалилась, а ее участники были убиты или взяты под стражу. Но Гизы недолго были у власти, неожиданно от гангрены умер юный король и на трон взошел его брат — десятилетний Карл IX. Власть в стране перешла к его матери — Екатерине Медичи, итальянке и стороннице веротерпимости. Она освободила высокородных заговорщиков — Антуана Наварского и Людовика Конде, разрешила гугенотам устраивать свои службы, а Гизов отстранила от власти. Те, в свою очередь, вступили в переговоры с католической Испанией и принялись строить свой заговор, где также значилось похищение короля. Этот план был ими успешно реализован в 1562 году, когда в Фонтенбло им удалось захватить Карла IX и его мать и вынудить их принять ряд решений, направленных против гугенотов.

1 марта 1562 года произошло столкновение между людьми Франсуа де Гиза и гугенотами из местечка Васси. На основании указа короля протестанты имели право проводить свои богослужения вне городских стен, однако жители Васси собрались на такое богослужение в одном из городских зданий. Герцогу де Гизу донесли о таком нарушении королевского указа, и он прибыл на место, где он и его люди были встречены камнями и оскорблениями. Франсуа это не понравилось, и он приказал начать резню жителей Васси, в которой погибло свыше 50 гугенотов, в том числе женщин и детей. Это событие стало причиной открытой войны между сторонами. Лидеры гугенотов Антуан Наваррский и Людовик Конде — оба принцы крови и, соответственно, претенденты на французский престол, захватили города Тур, Руан, Лион, Блуа, Ле-Ман и Орлеан, который стал столицей гугенотского сопротивления, а о своей поддержке французским принцам заявили королева Англии и германские князья-протестанты.

Герцог Франсуа де Гиз
Для борьбы с войском гугенотов выступил Франсуа де Гиз, который разбил в декабре 1562 года при Дре войско принца Конде, а его самого захватил в плен. Ранее Франсуа де Гиз освободил город Руан, в ходе боев за который был убит Антуан Наваррский — отец будущего короля Франции Генриха IV. Оставшееся без руководства войско гугенотов возглавил адмирал Колиньи (за три года до того примкнувший к кальвинистам), который собрал войско в Орлеане. Франсуа де Гиз осадил город, где находился его противник, а в прошлом друг — Гаспар де Колиньи и фактически вынудил его к сдаче. Однако исход осады решил дворянин-гугенот Польтро де Мере, который 24 февраля 1563 года, оказавшись в лагере осаждающих, застрелил Франсуа де Гиза. Под пытками убийца герцога показал, что Колиньи заплатил ему за убийство Франсуа де Гиза, а сам адмирал утверждал, что лишь послал де Мере шпионить за герцогом. «Но, — уточнил адмирал, — смерть Гиза является величайшим благом для королевства, церкви и лично меня».
2
Адмирал Гаспар де Колиньи
показать на карте
Место убийства: особняк Колиньи, улица Бетизи, Париж
Адмирал Гаспар де Колиньи (1519–1572) довольно примечательная личность. Он был представлен ко двору в 1537 году вместе с Франсуа де Гизом, и свыше 15 лет все считали их друзьями. Он проявил себя мужественным воином и талантливым военачальником, который одержал немало важных побед для своей страны. В 1551 году он стал губернатором Парижа и Иль-де-Франса, участвовал в войне с Лотарингией в 1554 году, где в ходе одной из побед поссорился с Франсуа де Гизом. Тот считал, что честь победы при Ренти принадлежит ему, а адмирал Колиньи приписал эту победу себе. В войне с испанцами в 1557 году отважный адмирал был взят в плен, где провел два года, мирно предаваясь размышлениям и читая Библию. Именно в заточении он принял решение отказаться от католичества и стать кальвинистом. В октябре 1559 года он был освобожден и вернулся во Францию, а уже в 1560 году предложил королю от имени кальвинистов — реформаторов церкви разрешить в стране свободу вероисповедания. Несмотря на иные религиозные взгляды, этот принципиальный, непримиримый к врагам, строгий к себе и другим человек вызывал уважение как у своих поклонников, так и у противников. Он реформировал армию, многократно повысив ее мощь, он был любим солдатами за простоту в обращении и заботу о каждом своем подчиненном. Кроме того, он оказался искусным дипломатом, спасшим многие тысячи французских жизней. Король Карл IX называл Колиньи «своим отцом» и прислушивался к его мнению. Именно Колиньи возглавил партию гугенотов в 1569 году после смерти принца Конде в битве при Жарнаке, а в 1570 году адмирал предложил королю «великий проект» — начать войну с Испанией и Нидерландами, желая этим не только уничтожить католических противников, но и расширить границы своего государства, что, конечно же, должно было послужить к славе короля и Франции. Отправлялся на войну адмирал Колиньи во славу Божию, так как с точки зрения учения Кальвина должен был добиваться успеха на своем поприще.
В сентябре 1572 года такой поход под предводительством Колиньи должен был состояться, но прежде ему следовало прибыть на торжества по случаю свадьбы сестры короля Маргариты и Генриха Наваррского (Бурбона) в Париж. Екатерина Медичи, мать Карла IX, была противницей войны. Она с ужасом наблюдала за приготовлениями к ней, но за два года так и не смогла остановить настойчивого адмирала. За несколько дней до похода ей представилась последняя возможность остановить его. Известно, что во время торжеств в Париже на Колиньи было совершено покушение, однако адмирал оказался лишь легко ранен. После покушения он был доставлен в свой дом, а спустя два дня, в ночь на 24 августа Екатериной Медичи и ее сыном герцогом Генрихом Анжуйским, а также молодым Анри де Гизом (сыном герцога Франсуа де Гиза) было организовано восстание парижан против гугенотов. Приказ убивать гугенотов был отдан в Лувре в три часа ночи, а первым местом в городе, куда направился лично молодой де Гиз с солдатами, стал дом Колиньи.

Ночью в спальню к адмиралу ворвались вооруженные люди и, нанеся ему несколько ран, выкинули Колиньи в окно на площадь, где умирающего буквально разорвали на части «добрые» католики. Бойня длилась всю ночь и еще несколько дней, выйдя далеко за пределы Парижа, и стала причиной гибели 2 тысяч гугенотов в самом Париже и примерно 20–30 тысяч вне его стен. В Лувре королева согласилась помиловать только тех аристократов-протестантов, которые в эту страшную ночь перейдут в католичество. Среди них оказался и муж ее дочери Маргариты — Генрих Наваррский. Эта ночь получила название Варфоломеевой, так как приходилась на день памяти этого мученика и святого, и стала впоследствии причиной смерти короля Карла IX. 22-летний король потерял сон, по ночам ему виделись кошмары и слышались укоряющие голоса погибших, а на коже после таких ночей выступал кровавый пот. В мае 1574 года, спустя несколько месяцев после резни, он умер. Его место на троне занял следующий сын Екатерины Медичи — Генрих Анжуйский, или король Франции Генрих III.

Резня в Париже в Варфоломеевскую ночь. XVI век.
3
Анри (Генрих I Лотарингский) де Гиз
показать на карте
Место убийства: королевский замок Блуа , Луар и Шер
Убийца Колиньи — герцог де Гиз возглавил партию католиков и создал в 1576 году Католическую Лигу. Однако король Генрих III перехватил инициативу и, будучи приглашенным на первое заседание новой Лиги, объявил о том, что сам ее и возглавит. Противоречить королю лигисты не посмели, а герцог де Гиз просто создал новую Лигу, назвав ее Парижской. Генрих III Валуа, так же как и его братья, не имел наследников, и герцог де Гиз не без оснований строил планы обретения французской короны.

Генрих III, король Франции.
Невероятные амбиции герцога и других представителей семьи Гизов чрезвычайно досаждали королю и его матери Екатерине Медичи. Гизы имели постоянную поддержку короля Испании Филиппа II и не были ограничены ни в средствах, ни во влиянии, так как их поддерживали и испанские, и французские католики. В 1588 году де Гиз захватил Париж, вынудив короля бежать в Шартр, а затем в королевский замок Блуа, где тот собрал Генеральные Штаты — совет из представителей трех сословий, который созывался королем для принятия особо важных решений. Прибывший на этот совет герцог де Гиз был крайне непочтителен к королю и оспаривал его право на корону. Верные королю люди посоветовали ему арестовать Гиза, однако это решение не имело смысла. Генрих не был уверен, что у него достанет силы удержать де Гиза в неволе, и он принял решение убить непокорного герцога.

Братья Гизы: Карл, герцог Майеннский (1554–1611), Генрих I Лотарингский (1550–1588) и герцог де Гиз, Людовик Лотарингский (1555–1588), кардинал де Гиз. Портрет XVI века
Ранним утром 23 декабря 1588 года король пригласил на аудиенцию герцога де Гиза, а когда тот вошел в опочивальню короля, его встретили королевские гвардейцы, которые, не дав ему обнажить шпаги, набросились на него. Де Гиз сражался отчаянно, но был убит гвардейцами. В тот же день был заключен под стражу кардинал Лотарингский — брат Генриха де Гиза. Убить кардинала гвардейцы отказались, и по приказу короля это сделали наемные солдаты-швейцарцы. А спустя две недели здесь же, в Блуа, после длительной болезни скончалась Екатерина Медичи.

Королевский замок Блуа
4
Генрих III
показать на карте
Место убийства: Сен-Клу, предместье Парижа
В результате убийства братьев Гизов Генрих III оказался в еще более невыгодном положении, чем до того. В глазах народа он был убийцей и тираном. Париж проклял короля, а единственный оставшийся в живых из братьев Гизов — герцог Майеннский возглавил Католическую Лигу и призвал ее сторонников к оружию. С помощью испанцев в Париже было сформировано временное правительство, которое возглавил герцог Майеннский — его назначили королевским наместником. Католики Франции повсеместно отрекались от короля, объявляя его еретиком, а он в свою очередь обратился за помощью к гугенотам и к Папе Римскому, прося признать смерть Генриха де Гиза оправданной церковью, но Папа пригрозил королю отлучением от церкви.
Генрих Наваррский усмотрел в происходящих событиях уникальную возможность оказаться на троне и одновременно увидеть гибель всех своих противников. Он подписал с Генрихом III 3 апреля 1589 года договор, согласно которому Наваррец оказывал военную поддержку королю, а тот передавал гугенотам Сомюр — стратегически важное место на Луаре, и признавал права гугенотов. 30 апреля состоялась личная встреча двух Генрихов в Плесси-ле-Тур. Наваррский опустился перед королем на колено, а тот его поднял и заключил в объятия. Это уничтожило 13 лет вражды, которые стояли между ними — королем-гугенотом и королем-католиком. Генрихи приступили к обсуждению военной кампании, и с этого дня армия короля стала быстро расти. Помимо французов, на помощь королю прибыли наемники из Швейцарии и Германии. Узнав об этом, герцог Майеннский попытался захватить Тур, где находился король, но был отбит. Народ тоже одумался и стал склоняться на сторону законного короля, с каждым днем число королевских сторонников увеличивалось, а войско Майеннского таяло на глазах.
Тем временем Генрих III совместно с Генрихом Наваррским решил взять Париж и подошел с армией к столице. Штаб-квартирой короля стало парижское предместье Сен-Клу. Атаковать Париж было решено 2 августа с двух сторон — юга и севера. Однако 31 июля из Парижа в Сен-Клу направился монах-доминиканец Жан Клеман. Этот человек заручился рекомендательным письмом к королю от томящегося в тюрьме председателя Парижского парламента Арле, преданного сторонника короля. Прокурор Ла Гель, ведавший допуском к королю, узнал почерк Арле и позволил Клеману быть допущенным на аудиенцию к королю. Тот настаивал на важности встречи, утверждая, что имеет сведения, которые может передать только лично королю. 1 августа во время утреннего туалета короля Клеман оказался в его покоях. Чтобы он мог сообщить свои сведения, придворные отступили от короля, а Клеман подал письмо, которое Генрих III вскрыл и начал читать. В этот момент Клеман кухонным ножом нанес ему удар в живот. Король выхватил нож из рук монаха и ударил уже Клемана, крича: «Проклятый монах! Он убил меня!» Монаха схватили и закололи, после чего тело выбросили в окно.
Врачи осмотрели рану короля и признали ее неопасной. Но король немедленно послал за Наваррским, чтобы сообщить ему столь важное известие. Наваррец прибыл немедленно, пожелал королю выздоровления и успокоенный врачами и лично королем отбыл в свою ставку. Однако у Генриха III к утру поднялась температура, и 2 августа после полудня он умер, заявив за час до смерти, что передает власть Генриху Наваррскому. Генрих Наваррский, вызванный к умирающему королю, был встречен криком: «Король умер!» Гвардейцы короля приветствовали Наваррца фразой: «Сир! Теперь Вы наш король и наш господин!»

Убийство Клеманом Генриха III. Гравюра
Как ни странно, но кандидатура Генриха Наваррского на троне Франции устраивала все стороны конфликта, правда, с оговорками. Так, знать выдвинула требование перед Наваррским королем: либо он перейдет в католичество и станет королем Франции, либо останется гугенотом и королем Наварры. Генрих произнес ставшую крылатой фразу: «Париж стоит мессы!» и в очередной раз сменил веру. Похоронив короля Генриха III, он занялся налаживанием отношений с собственным королевством.
5
Генрих IV
показать на карте
Место убийства: Париж, улица Феронри
За годы правления Генриха IV на него было совершено 12 покушений, всех покушавшихся жестоко казнили, однако «добрый Анри» не был жесток, он простил многих своих врагов и сумел найти подход к колеблющимся. Королем Франции его, в конце концов, признал даже Папа Римский. После аннулирования брака с бездетной Маргаритой Валуа в 1599 году, Генрих женился на дочери богатейшего человека в Европе флорентийке Марии Медичи, которая в 1601 году родила ему наследника трона — будущего короля Людовика XIII, а также еще пятерых детей.За двадцать с лишним лет правления король много сделал для блага Франции: объединил разрозненные земли в единое государство, поднял сельское хозяйство и начал развивать мануфактуры и строительство. Он примирил враждовавшие стороны, остановив религиозные войны, но, как и Колиньи в свое время, стремился к осуществлению «великого проекта» по реорганизации уже, правда, всей Европы. Для этого в 1610 году он планировал выступить с армией против Испании, однако, прежде чем отправиться на войну, решил позаботиться о своем преемнике, точнее преемнице.

Мария Медичи в 1611 году, регентша и мать короля Франции Людовика XIII
В 1610 году 13 мая состоялось коронация Марии Медичи, так король позаботился о ее будущем, понимая, что может умереть в любой момент. Однако смерть короля последовала почти незамедлительно — 14 мая 1610 года, то есть, на следующий день после коронации Марии Медичи. На карету, в которой по Парижу ехал король, напал Франсуа Равальяк, фанатик-католик из Ангулема. Он нанес королю три удара ножом, после чего был схвачен народом. Король умер через несколько минут. Равальяк на допросе объяснил, что ему было видение, в котором ему было сказано убить короля — тирана и еретика. Он не назвал никаких имен, однако вскоре поползли слухи о его знакомстве и общении с представителями семьи Гизов, но Равальяка быстро казнили, а дело об участии Гизов замяли. Однако ряд вскрывшихся после документов указывает на участие в заговоре против короля испанцев.

Убийство Генриха IV Франсуа Равальяком на улице Феронри в Париже
