1Самозванец и Царь Всея Руси Первый
В июле 1607 года во второй раз «воскрес» убиенный царевич Дмитрий, сын царя Ивана Грозного. Воскрес и немедленно затеял собирать войско, чтобы двинуться с ним на Москву — на царство. В походе ему сопутствовала удача…
Вероятно, «удача» первого Лжедмитрия, вступившего на русскую землю с трехтысячной армией, а через восемь месяцев с триумфом принятого в Москве в качестве царя, — повлияла на многие умы как в России, так и вне ее пределов. Лжедмитрий объявил себя законным наследником русского царя и даже был «признан» матерью истинного царевича Марфой Нагой, вдовой Ивана Грозного. Признал его и народ и принял как царя русского, однако нежданному наследнику оказались не рады люди родовитые, бояре. Ими был организован заговор, и в мае 1606 года в Москве заговорщиками Государь и Царь Всея Руси Дмитрий Иванович для одних, или Лжедмитрий Самозванец для других, был убит, а тело сожжено и прахом развеяно по воздуху. Однако всего через год настало время «воскреснуть» царевичу Дмитрию заново. И на этот раз он русским боярам доверять не будет.

Убиение царевича Димитрия. Фотоснимок с картины П. Ф. Плешанова, 1890 г.
Второе явление Самозванца на Руси

Передвижение войск Лжедмитрия II и князя Шуйского осенью 1607 г. — в первой половине 1608 г.
Вновь перейдя границу Польши с Россией, Самозванец объявился с двумя товарищами в принадлежавшем Московскому княжеству городке Стародубе. Здесь его «инкогнито» было раскрыто, и 12 июня 1607 года на верность «доброму царю Дмитрию» присягнули жители города и прибывшая из Путивля делегация во главе с местными боярами. Сюда же стали стекаться поляки, литвины, казаки, южнорусские дворяне и крестьяне, чтобы составить войско нового претендента на русское царство. 10 сентября трехтысячное войско оставило Стародуб и двинулось в сторону Тулы, где в то время находились главные силы Ивана Болотникова — предводителя крестьянского восстания. Лжедмитрий предприимчиво использовал популярность освободительных идей Болотникова и заявлял о своей готовности участвовать в их осуществлении. По пути войску Самозванца встретился город-крепость Почеп, который оказал серьезное сопротивление, но был взят и сожжен дотла, а около 4 тысяч жителей убиты. 20 сентября войско Лжедмитрия II вошло в Брянск.
К этому времени войско Лжедмитрия II составляло около трех тысяч человек, которые 8 октября уже под Козельском разбили высланное им навстречу царское войско. Далее Лжедмитрий II намеревался двигаться к Туле, однако ситуация изменилась, и он отступил к городу Карачеву, где к нему присоединились три тысячи запорожских и пять тысяч донских казаков.

Портрет Лжедмитрия II. Неизвестный автор, XVII в.
9 ноября уже с более чем 20-тысячной армией Лжедмитрий II вновь подступил к Брянску. Но на этот раз ему оказали сопротивление царские войска, незадолго до того пришедшие в город, и Самозванец двинулся на Орел, захватил его и остался в нем на всю зиму. Здесь к нему в марте 1608 года присоединились бежавшие из Польши мятежные поляки во главе с князем Романом Рожинским. Тем временем к Болхову — городу в шести верстах от Орла — подошли войска Дмитрия Шуйского, родного брата русского царя — Василия Шуйского.
2Зарайская битва
Отряд легкой кавалерии Александра Лисовского — выходца из Литвы, которого Сигизмунд III, польский король, изгнал в 1607 году из страны за участие в восстании, — присоединился осенью 1607 года к войску Самозванца в качестве добровольцев, которым «царевич» до своего воцарения не платил жалования, но давал право грабить и убивать население как им угодно.

Сигизмунд III, король Польши. Ян Матейко, 1861 г.
Отряд Лисовского, в котором было около 700 человек, а также около 800 казаков, в конце марта 1608 года выдвинулся из Орла к Зарайску. Город был взят ими без боя, однако 30 марта к Зарайску подошло ополчение Переяславля-Рязанского под командованием Захария Ляпунова и Ивана Хованского. Они встали лагерем возле стен города и, как сказано в «Новом Летописце», вместо того, чтобы тотчас приступить к осаде города, «пьяным обычаем не ополчася». Узнав, что в отряде «нестроение», а начальники предаются пьянству, Лисовский вышел из Зарайска, побил и взял в плен много воинов, а остальных обратил в бегство.
После этого отряд «лисовчиков», двигаясь по направлению к Москве, взял города Михайлов и Коломна.

«Лисовчики», упражняющиеся в стрельбе из лука. Юзеф Брандт, 1885 г.
3Битва под Болховом

Передвижение войск в апреле-июне 1608 г.
Весной 1608 года гетманом войска Лжедмитрия II был избран польский князь Роман Рожинский, приведший с собой большое число польских воинов, а казачьи полки возглавили запорожец Иван Заруцкий и литовин Александр Лисовский. Против войска Самозванца Василий Шуйский снарядил рать во главе со своим братом Дмитрием Шуйским. Царское войско насчитывало свыше 30 тысяч конных и пеших воинов, а также имело в своем распоряжении тяжелую артиллерию.
30 апреля 1608 г. противники сошлись в окрестностях города Болхова.
Столкновение с войском Лжедмитрия II у деревни Каменки едва не закончилось полным разгромом царского войска. Первым вступил в бой полк воеводы В. Голицына, но был опрокинут войсками самозванца и бежал. Положение восстановил ввод в бой полков под командованием князя И. С. Куракина. Однако в этот день в сражении ни одна из сторон не получила перевеса.
На следующий день сражение состоялось уже под стенами города. Как оно проходило можно представить по записям польского воина, который сопровождал гетмана Рожинского.
На рассвете гетман Рожинский приготовил к бою и вывел войско из лагеря, но обоз гетмана стоял не на хорошем месте, поэтому он решил передвинуть его на более ровное место во фланг неприятелю. На возах были хоругви, которые укрепили на возах, перед тем как начать движение. Увидев движущиеся им в тыл хоругви, русские войска встревожились и решили, что неприятельское войско заходит им в тыл, потому что среди поднятой возами пыли им видны были только хоругви. Дмитрий Шуйский решил не испытывать воинское счастье и отдал во время боя приказ отвозить тяжелую артиллерию к Волхову, что было воспринято его войсками как сигнал к отступлению.
Тем временем польское войско вступило в бой, но русские, побившись немного с передними ротами, подались назад, а после начали беспорядочное отступление. Поляки гнали их две мили за Болхов, до засек (которые были устроены в здешних лесах еще против татар), где те имели очень узкий проход. В этих засеках пали чуть ли не все лошади русского войска, а сами русские ратники побросали здесь свое оружие, военные снаряды и богатства. Преследовали 30-тысячную армию всего 5 тысяч конников польско-казацкого войска.
Таким образом, в битве под Болховом победителем оказался Лжедмитрий II, которого перебежчики вовремя известили о пораженческих настроениях царских войск. Самозванец проявил инициативу и атаковал армию Шуйского, обратив ее в бегство.
Отступая Дмитрий Шуйский оставил в городе Болхов 5-тысячный гарнизон, а остальным войскам приказал отходить к Москве. Через два дня Болховская крепость и город сдались, а гарнизон сложил оружие и присягнул Самозванцу. После этого войско Лжедмитрия II через Козельск, Калугу и Можайск двинулось к Москве.
4Лжедмитрий II под Москвой
Путешествие войска Лжедмитрия IIпод Москвой
Лжедмитрий II долго выбирал место для своего лагеря, брать Москву с ходу он не решался, понимая, что московское войско готово к такому нападению. Оставив калужское направление, войско направилось к селу Тайнинское, через которое поступали подкрепления и припасы в Москву. Место находилось всего в одной версте от Москвы и к тому же не было удобным, так как представляло поле, окруженное редким кустарником. Здесь москвичи без труда могли смять войско Лжедмитрия II. Кроме того, в Тайнинском им «изменили» русские пушкари, которые испортили пушки, забили гвоздями запалы и ночью сбежали в Москву. Однако их поймали и казнили, а войско было решено вернуть на прежнее место — на калужское направление. Но здесь их уже ждали царские войска.
Тогда гетман Рожинский пошел на хитрость и сделал вид, что войска отступают от Москвы к границе. Москвичи поддались уловке и увели большую часть войска на Тверскую дорогу, чтобы преградить полякам путь. После отхода главных сил русских поляки напали на оставшиеся полки и рассеяли их. Затем они прошли в удобное для лагеря место под названием Тушино, которое располагалось на возвышении, как бы в развилке между двумя реками, и было достаточно ровным, так что даже большое войско могло поставить там обоз.
Ходынка

Бой на реке Ходынке 5 июня 1608 г.
Московская рать вернулась и придвинулась к обозу армии Самозванца на расстояние одной версты, встав своим обозом над речкой Ходынкой. Русским войском, численностью свыше семидесяти тысяч человек, руководил князь Василий Масальский. Начались переговоры и уговоры командующих польскими отрядами покинуть Московские пределы, чтобы не нарушать мирный договор Польши и России. Тем временем в обоих лагерях готовились к битве.
Князь Рожинский упредил удар русских. 4 июля он отправил в русский лагерь очередных послов, а сам приказал всему войску быть наготове, седлать коней и, как только станет смеркаться, выходить с хоругвями из обоза. Он не доверил замысел своего нападения никому до тех пор, пока воины не сели на коней, только тогда он разделил польское войско на три отряда и объяснил задачу.
Своему брату князю Адаму Рожинскому с полком и гусарской ротой Самуила Каменского он приказал идти к лагерю русских с левой стороны. В правую сторону, вдоль Москвы-реки, он отправил полк Хруслинского. Сам гетман Рожинский со своим гусарским полком занял центр, двинувшись по широкой дороге, на которой москвичи уставили около 40 пушек. Роман Рожинский тоже взял 4 небольшие пушки и несколько десятков пехотинцев, а затем скрытно выступил в сторону русского лагеря.
Князь приказал переодеть в одежду московской стражи несколько десятков своих конников и велел им ехать прямиком в русский обоз. Приказ был исполнен в точности, и полякам удалось ночью с трех сторон ворваться в русский лагерь и устроить там побоище. Ими был пойман сам Масальский, взят обоз и все пушки, а также убито более 10 тысяч воинов. Так как вырвавшиеся из лагеря русские отступили к Москве, преследовать их поляки не стали, а наутро поспешили уйти в Тушино.
5Осада Москвы «Тушинским вором»
В июне 1608 года Лжедмитрий II осадил Москву, стал лагерем в 17 км от Москвы у села Тушино и создал здесь альтернативный царский двор, который и управлял частью городов Московского княжества, — отсюда и пошло его прозвище «Тушинский вор». Он буквально расколол страну на две части. Целый год существования Тушинского лагеря в стране царило двоевластие, ведь ей одновременно управляли: правительство царя Василия Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине). При этом ни у одной из сторон не было сил, чтобы окончательно разбить силы другой стороны.

Тушинский лагерь. С. В. Иванов, 1908 г.
Процветали «перелёты» — дворяне и бояре, которые перелетали из одного лагеря в другой, обещая свою поддержку, а в награду получая земли и различное вознаграждение. Все, кто мог, рвали русские владения на части, а царь Василий Шуйский пребывал в задумчивости, находясь в Москве практически в изоляции.
К концу 1608 года Лжедмитрию II присягнули Переяславль-Залесский, Ярославль, Углич, Владимир, Кострома, Галич, Вологда. В тоже время верными Москве остались Коломна, Казань, Смоленск, Нижний Новгород, уральские и сибирские города. Но зимой 1609 года ситуация изменилась, в Тушинском лагере начались раздоры. Множество сброда, привлеченного к Самозванцу надеждами на разбой и поживу, не желало подчиняться кому-либо, они творили произвол, процветали грабеж и убийства. В этих условиях от Лжедмитрия II отошли Галич, Кострома, Вологда, Белоозеро, Городец, Кашин и другие города, а Новгород отбил наступление посланной на него рати.

Василий Шуйский. Неизвестный автор, XVII—XVIII вв.
Царь Василий Шуйский также находился в трудном положении. Он клялся голодающим москвичам, что вскоре к Москве подойдет сильное войско, и освободит их от Самозванца. Москвичи бунтовали, но верили царю. Однако вести к Шуйскому поступали крайне неутешительные. Видя столь бедственное положение Московского княжества, начался грабеж ее окраинных территорий на южных и восточных границах. Пришлось царю направить войска туда. С каждым днем царю все яснее становилось, что переломить ситуацию можно только при содействии сильных союзников. Царь обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX. В обмен на помощь шведы выставили условием отказ России от Ливонии и Корельского уезда, и эти условия были приняты.
