12 марта 1947 года президент Соединенных штатов Гарри Трумен огласил в Конгрессе внешнеполитическую программу Белого Дома, которая предусматривала политику «сдерживания» СССР во всем мире. Впоследствии ее назвали Доктриной Трумена.
Вопросы:
1
США и Россия сегодня являются скорее друзьями или врагами?
Владимир Комоедов
Мне бы очень хотелось сказать, что отношения между США и Россией являются нейтральными, однако все-таки со стороны Соединенных штатов просматривается особенная озлобленность к нам. Россия же выглядит так, словно ее купили на сверкающие белизной западные улыбки. Ведь после того, как прекратил свое существования Варшавский договор и развалился СССР, были обещания, что НАТО не будет продвигаться на Восток. Сегодня Североатлантический Альянс стоит у наших границ. Танки НАТО введены в Латвию. И мы прекрасно понимаем, что если НАТО вводит свою технику и своих военных куда-либо, то это очень надолго. Кроме того, на Явровоский полигон (это в 50 км от Львова) переброшены американские военные. Учения закончатся, а американские военные там останутся. Так что мне кажется, что сегодня Россия и США являются скорее недругами. Однако такое отношение больше исходит со стороны именно США.
Алексей Арбатов
США и Россия сегодня являются противниками: все-таки «враг» — это нечто вечное и необратимое, а «противник» буквально завтра может им перестать быть.
2
Москва уверена, что Вашингтон за счет украинского кризиса хочет расширить свою зону влияния, и именно поэтому нужно обязательно выиграть эту «битву за Украину». Однако как смотрят на эту проблему в самом Вашингтоне?
Владимир Комоедов
В Вашингтоне считают, что все, что делается во вред России, идет на благо США. У меня другого мнения нет. Россия жила плохо при любой власти, но всегда жила в свое удовольствие.
Алексей Арбатов
И в США, и в Европе на эту проблему смотрят как на попытку России в той или иной форме восстановить то ли Советский Союз, то ли Российскую империю. По обе стороны Атлантики видят очевидное желание России вернуть свое доминирование на постсоветском пространстве. И Украина как самая крупная и развитая страна является для России главным призом. Когда же Украина попыталась уйти на Запад, как мы помним, Россия попыталась остановить ее, просто перекупив тогда Виктора Януковича. Последовавшие за этим Евромайдан и смену власти Москва посчитала попыткой Запада увести-таки Киев за собой. Что было дальше, всем известно: это и Крым, это и война в Донбассе.
3
Можно ли утверждать, что сегодня между Россией и США идет новая «холодная война»?
Владимир Комоедов
Да сегодня эта «холодная война» уже порохом пахнет! И события на Украине и вокруг России говорят, что этот запах довольно устойчив.
Алексей Арбатов
«Холодная война» является крайне расплывчатым термином. Сегодня между Россией и США наблюдается очень высокая напряженность. Риторика в адрес другу друга, взаимные обвинения, информационная война, санкции — все это, безусловно, напоминает отношения между СССР и США во время «холодной войны». Однако «холодная война» — это прежде всего глобальное соперничество, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий во второй половине 20 века. Такого глобального соперничества между Вашингтоном и Москвой сейчас нет: есть еще и другие центры силы (Китай, ЕС, Индия, региональные державы). В классическом смысле нынешнее положение дел — это не «холодная война», а высокая напряженность и конфронтация между Россией и США, объектом которого является постсоветское пространство. Причем, даже не столько между Россией и США, сколько между Россией и Западом в целом. Россия поставила себе задачу утвердить, вернуть свое господство на постсоветском пространстве. Запад во главе с США не хочет допустить это: они не хотят, чтобы постсоветское пространство было бы зоной доминирования России. Запад стремится не допустить возрождения Российской империи, пологая, что Российская империя всегда является авторитарным, милитаристским обществом, которая пойдет в дальнейшем за пределы постсоветского пространства, если ей позволить.
4
В Вашингтоне заинтересованы, чтобы Москва была в большей мере союзником или все-таки оппонентом?
Владимир Комоедов
Я бы по-другому поставил этот вопрос. А кто пробовал на вкус, например, тот же международный терроризм, кроме США, которые посадили нас на него, как наркоманов на иголку? Россия же про Сердюкове даже армию готовила именно для борьбы с международным терроризмом, забыв о серьезной системе обороны, защиты и т.д. А российские руководители купились на эту уловку.
Алексей Арбатов
Между Россией и США есть большая разница. Москва в качестве оппонента Вашингтону совершенно не нужна: это не нужно для решения никаких внутриполитических задач. Своим главным конкурентом (а возможно, и оппонентом) США считают Китай. Китая является второй по мощи экономической державой современного мира. С Китаем у США одновременно и очень большие противоречия, и очень тесная экономическая взаимозависимость. Так что сегодня (в первой половине 21 века) именно Китай является главным конкурентом для Соединенных штатов. А вот Кремль Белый Дом хотел видеть бы союзником. Другой вопрос, что не думаю, что США на равных строить отношения с Россией. Есть пример Европы, с которой США явно не строят отношений на равных. Формально в НАТО все равны и решения принимаются консенсусом, однако очевидно, что лидером НАТО являются именно Соединенные штаты. Но в любом случае Вашингтон не заинтересован в нынешней напряженности отношений с Москвой, потому что это отталкивает Россию к Китаю, т.е. именно туда, куда США ни за что не хотели бы Россию отталкивать. Комбинация огромной территории России и наших ресурсов с огромным экономическим потенциалом Китая и населением создаст для США просто огромные проблемы в мире, чего, разумеется, в Белом Доме хотели бы избежать.
5
Возможна ли не «холодная», а самая настоящая ядерная война между Россией и США?
Владимир Комоедов
На земном шаре США является единственной страной, которая применили ядерное оружие в отношении людей. Причем, совершенно необоснованно. В этом ряду США будут одни и «первыми». И сделано это было для того, чтобы устрашить весь мир (и прежде всего, СССР), что Соединенные штаты таким оружием обладают. Тем не менее, я уверен, что все-таки ядерной войны между Россией и США не будет: у наших руководителей, у наших парламентариев в мозгах больше одной извилины, так что такого решения они принять просто не смогут. В российской военной доктрине написано, что мы готовы ответить.
Алексей Арбатов
Пока и у России, и у США есть ядерное оружие и пока мы не являемся полноценными союзниками, такая гипотетическая вероятность сохраняется. Ее нельзя полностью исключать хотя бы потому, что это ядерное оружие Москва и Вашингтон нацеливают друг против друга и все оперативные планы его применения в большинстве случаев предполагают его применение именно друг против друга. Преднамеренного нападения Вашингтона на Москву или Москвы на Вашингтон не будет: все понимают, что последствия будут катастрофой для всей цивилизации. Конфликт может быть, он может вовлечь нас в вооруженное столкновение, которое очень быстро может выйти из-под контроля. Однажды мир такое уже пережил во время Карибского кризиса в 1962 году. Тогда тоже никто не хотел ядерной войны, но мы оказались в одном шаге от нее. Так что сегодня стоит говорить о том, уменьшается или увеличивается вероятность ядерной войны между США и Россией. Если брать в этих относительных категориях, то сегодня вероятность перерастания конфликта между США и Россией в ядерную войну меньше, чем в первые десятилетия «холодной войны». Однако если сравнивать период с конца 1980-х и по середину 2000-х гг., то ныне вероятность ядерной войны, к сожалению, стала выше. Сама вероятность такого развития невелика, но в относительных категориях она возросла.
6
Президент Обама является «хромой уткой». Кто станет следующим главой США, пока неизвестно. Тем не менее, можно ли уже сейчас предполагать, как изменятся российско-американские отношения при новой администрации?
Владимир Комоедов
Будь моя воля, я бы ускорил выборы нового президента США. С нынешним, какую бы кнопку «перезагрузки» мы ни нажимали, все равно она не работает. Однако в США не все упирается в фигуру президента. Там и помимо него столько воинствующих монстров (особенно в Конгрессе) в отношении России, что нацию надо просто лечить.
Алексей Арбатов
Изменятся или нет российско-американские отношения и если да, то в какую сторону зависит не только от того, кто займет кресло в Белом Доме. Очень многое будет зависит в том числе и от того, как будет развиваться украинский кризис: пойдет ли он по пути деэскалации или обернется большой широкомасштабной конфронтацией, разделит ли Россия Украину на части, где пройдет эта граница и станет ли двойником той линии, которой во время «холодной войны» была внутригерманская граница вместе с Берлинской стеной. Мне бы очень хотелось, чтобы это все не повторилось. Во-вторых, многое будет зависеть от того, что будет внутри России: что будет с нашей экономикой и что будет с внутриполитическим строем, пойдет ли Россия в сторону демократизации и серьезных экономических реформ или наша страна все глубже будет увязать в нынешней экспортно-сырьевой модели, на которую будет надстроен все более авторитарный, недемократичный, идеологический, абсолютно традиционный строй. Однако по цикличности, которая просматривается в истории российско-американских отношений, скорее всего, к власти придут республиканцы, во главе которых будет консерватор. В России будут надеяться, что с консерватором в Белом Доме будет договорится легче, потому что он традиционно не будет лезть в наши внутренние проблемы, не будет учить Кремль строить демократию и не будет особо интересоваться тем, что Москва делает на постсоветском пространстве.
