Вопросы:
1
Стоит ли добиваться компенсации за конфискованное имущество, за культурную ценность, и в каких случаях?
Магомед Абдулхабиров
Надо сказать, воровство у всех народов, во все времена, не одобрялось. Поэтому наверняка надо вернуть всё украденное, всё увезённое той стране, откуда это было взято, украдено.
Андрей Буровский
В большинстве случаев это не имеет ни малейшего смысла. Жизнь развивается, история продолжает течь, возникают всякие сложные юридические ситуации — это первая причина. Вторая причина, если заниматься всерьез возвращением культурных исторических ценностей, давайте выясним, кто у кого и что именно должен забирать обратно. Это простой вопрос. Нет ни одного государства, которое не могло бы предъявить другому государству, каких бы то ни было претензий. Все могут предъявить претензии ко всем при желании.
2
Каким образом необходимо доказывать, кому принадлежит имущество?
Магомед Абдулхабиров
Это вопрос к юристам. Есть какая-то практика. Нужны какие-то существующие документы, освидетельствования и прочее, исторические какие-то моменты. Вот так бесхозными не могут быть ценности. Если они на самом деле такие значимые, где-то что-то зафиксировано.
Андрей Буровский
Факт собственности во многих дореволюционных культурах вообще документально никак не обговаривается. Нет абсолютно никаких документов. Я вас уверяю, что у князей Гагариных нет никаких официальных документов на принадлежащие им сокровища. Ну, нет их. И у Бурбонов нет. И по вполне понятным причинам.
3
Стоит ли организовать специальные международные комиссии, и специальный суд, который будет заниматься решением вопросов реституции?
Магомед Абдулхабиров
Наверное, это было бы правильно сделать под эгидой ЮНЕСКО, или там ООН, чтобы спокойно специалисты могли бы в этом отношении сесть и разработать какие-то общие правила. Это важно и для будущего в том отношении, что не надо заниматься кражей, воровством, присвоением чужого. Того, что тебе не принадлежит.
Андрей Буровский
Смотря с какой целью. Если цель дать людям работу, оплатить всю работу очень не плохо, развести новую войну бюрократии, то цель будет достигнута. Других целей я не вижу. Я не понимаю, кто первоначальные собственники. Абсолютно всё имущество, будь то земля, здание, драгоценности, банковские вклады, всё, что угодно, на многократно меняло собственников. Допустим, можно создать такую комиссию, если это конечно нужно, я не уверен в этом, для того, чтобы не нарушать существующее положение вещей. Например, для того, чтобы гарантировать нерушимость границ, и прекратить любую дальнейшую передвижку имущества.
4
Компенсации за культурные ценности могут быть материальными? То есть, если например, предлагается вернуть деньгами, но не возвращать именно само имущество. Или надо возвращать именно те ценности, которые были украдены, или которые забрали?
Магомед Абдулхабиров
Если они не утеряны, они сохранились, конечно, надо их вернуть. А если утеряны, они уже не представляют ценностей, тогда конечно финансами.
Андрей Буровский
Все ценности, что были украдены у семьи, будь то картины, будь то драгоценности, пускай достанутся тому, кто украл и его наследникам. Я не верю, что украденное принесёт ему счастье. Все остальные, люди, кто имеет основание полагать, что у их семьи будут похищены драгоценности, материальные или культурно-исторические, пускай принимают самостоятельное решение.
5
Должно ли государство пытаться добиваться реституции, возвращения утраченных ценностей, даже если это произошло очень давно, допустим, век назад?
Магомед Абдулхабиров
Обязательно. Это преступление не имеет срока давности. Боль народа сохраняется, это будет всё-таки возвращаться. Это будет напряжением между государствами, между народом, и так далее.
Андрей Буровский
Нет ни малейшего смысла в этом. Добиваться нужно другого. Во-первых, доступа учёных к этим сокровищам, во-вторых общественности. Всё абсолютно, что находится у других стран, должно быть доступно для общественности всех государств. Должен быть открыт доступ к любым культурным ценностям. Частная это коллекция, или государственная, они должны быть открыты. А передавать их от одного к другому собственнику не вижу ни малейшего смысла.
