30 декабря 1922 года создан CCCP

Союз Советских Социалистических Республик — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. Союз ССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского Царства и некоторых других территорий (земли Карс, сейчас Турция), но с Галицией, Закарпатьем, частью Пруссии, Северной Буковиной, Южным Сахалином и Курилами.

Вопросы:

1

Возможно ли политическое объединение бывших союзных республик в форме конфедерации?

Леонид Радзиховский

Во-первых, объединение бывших республик Советского Союза в любом виде – конфедерации, федерации – невозможно, по-моему, по двум причинам. Во-первых, у России денег не хватит на такую штуку (покупать их лояльность). А во-вторых, я надеюсь, что у российского руководства и у российского общества мозгов хватит, чтобы не делать подобное безумие. Потому что повесить себе на шею несколько республик, где будут, естественно, с первого дня отчаянные сепаратистские движения и посвятить несколько лет борьбе с этим сепаратизмом, борьбе, которая закончатся все равно тем, что эти республики с грохотом отделятся, ну, это какая-то уже совсем безумная политика и шизофреническая психология. Мне кажется, что ни руководство России до такой степени не является сумасшедшим, ни общество российское.

Александр Проханов

Есть такая тенденция, которая началась сразу же после разрушения Советского Союза – это тенденция по восстановлению, по рекультивации, по соединению воедино разрозненных пространств, народов, культур, религий, народов, которые прожили вместе огромный исторический период и связаны не поверхностными связями, а глубинными, фундаментальными связями. Разрушенный СССР лишь породил и усилил вот это ощущение общности этих народов. И поэтому все, что сейчас происходит: создание Евразийского союза, дискуссии, которые ведутся вокруг этого, Таможенный союз, появление целых концепций, философий, евразийской, имперской концепций, концепции Пятой империи, которую я сформулировал, — все это говорит о том, что такая конфигурация необходима, а, значит, она возможна. И я думаю, что создание этого, может быть, квазинаднационального государства мы еще увидим при наших жизнях.

187 поддержать 49

2

Как создатели СССР допустили «скачок» многих республик, через несколько экономических формаций (т.е. неорганичный переход от полуфеодальных отношений к социализму и строительству коммунистического общества) и к чему это привело?

Леонид Радзиховский

Это очень интересный эксперимент, который показал, что если посадить 9 беременных женщин и кормить до отвала, то через месяц ребенок не родится. Да, эти республики, допустим, республики Средней Азии объявили социалистическими, объявили коммунистическими, могли их объявить даже нанотехнологическими. Объявить можно кого угодно чем угодно. Но если даже кавалерист-девицу, Наталью Дурову переодели в мужской костюм, она от этого женщиной быть не перестала. Как только это платье слезло, как только его сорвали, мы увидели перед собой что? Обычные феодальные ханские восточные деспотии, эмиры, ханы, визири и так далее, и так далее. То есть все это сдулось в одну секунду, и путь у всех республик оказался разным. Прибалтийские стали задворками Европы, Россия ни туда, ни сюда, Украина превратилась в естественное для нее состояние большой Запорожской Сечи. А среднеазиатские республики так и остались – Бухарский Эмират, Кокандское Ханство. То есть все, что было, то и осталось. Мораль сей басни такова: сколько ни прыгай, а через себя не перепрыгнешь и пройти исторический путь каждая страна должна самостоятельно.

Александр Проханов

СССР создавался в пору, когда господствовала теория вселенского человечества, вселенского красного братства, когда народы опускались вот в этот раскаленный отвар революций и выходили из этого отвара преображенными. И поэтому соединение вместе вот этих всех народов – и отсталых народов, и народов цивилизованных – оно предполагало не сложное экономическое маневрирование, а просто соединение потенциалов, революционных потенциалов. Революционность была главным потенциалом той поры – не экономическое развитие, не степень культурного состояния, а именно революционность. Поэтому большевики, соединяя эти республики воедино, они сделали свое главное дело – они создали альтернативную цивилизацию, они создали плацдарм, на котором они готовы были создать альтернативное человечество, альтернативную расу вот этих красных светоносных людей. И создавая эту расу, они исправляли экономические перекосы, они исправляли неравенство положения города и деревни, среднеазиатских республик и европейских республик, и добились очень многого. Они создали ультрасовременную техническую интеллигенцию, в отсталых, не имевших письменности республиках они создали уклад, в котором могли существовать научные и культурные школы, адекватные современному развитию. И это дело достаточно простое. Ведь, не удивительно, что те же азиатские тигры – они рванули вперед, перескакивая через исторические эры и исторические периоды. Япония из феодализма шагнула сразу же к победе в Русско-японской войне, а потом к гигантскому рывку, позволившему уничтожить американский флот в Перл Харборе. Поэтому эта теория неравномерного развития, о котором говорил Ленин, она лишь способствовала поднятию революционности, а победа революционных сил на 1/6 части суши позволила заняться таким конструированием новой расы, нового человечества.

107 поддержать 44

3

На сколько эффективно созданием СССР была решена национальная проблема? И не эффективней ли вопросы национальной политики решаются унитарным государством с простым административно-территориальным делением?

Леонид Радзиховский

Создание СССР — это был, действительно, некоторый прорыв в национальных отношениях, это правда. Собственно говоря, вся современная политкорректность вылезла в каком-то смысле из кармана ленинского пиджака, потому что ленинский интернационализм, вот это признание формально равного права всех наций, а фактически огромные поблажки отсталым народам — это и есть современная западная модель политкорректного общества. На Западе тогда, в 20-е годы это никому и в голову не приходило. Ленину это в голову пришло, под это дело он стал строить Советскую империю. Собственно говоря, только поэтому она так долго и существовала, когда все мировые империи давным-давно развалились, а Советская империя существовала. Именно потому, что в этом смысле по параметрам политкорректности, интернационализма и так далее она обогнала свою эпоху лет на 50-60. Если государство мононациональное, то там вообще нет проблемы национальной политики. Если это государство многонациональное, но у нации нету своих территорий как в США, то это может быть федеративное, конфедеративное и так далее. Самый тяжелый случай, когда в многонациональном государстве есть свои территориальные анклавы как в России. Это, конечно, мина замедленного действия. Советское руководство пытается продолжать ту же ленинскую национальную политику, то есть давать все преимущества малым нациям, попросту говоря покупать их лояльность. Ну, естественно, что это вызывает соответствующие чувства у большой нации. В русском народе соседствует 2 взаимоисключающих чувства. Первое, так называемая ностальгия по Советскому Союзу, весьма умственное и придуманное чувство. Второе, вполне живое раздражение против малых народов Северного Кавказа, других республик. Ну, пока как-то все это держится.

Александр Проханов

Я думаю, что большевики исходили из того, что вот в этот Союз со множеством национальных республик должны постепенно входить другие мировые страны, и это вхождение должно осуществляться фрагментарно. Они ждали, что в этот Союз встроятся страны Европы — Италия, Франция, Англия, все это перекинется на Азию и на Латинскую Америку. И поэтому они не торопились разрушать национальное членение Советского Союза, оставляя это членение, ну, что ли как магнит, как средство притяжения других, еще не вошедших в этот Союз, в этот ансамбль союзный стран и народов. В дальнейшем, когда такой синтез оборвался и прекратился, и исчезло движение, полет вот этого красного самолета — а он остановился в воздухе, он стал разваливаться именно по национальным границам, по национальным швам, которые искусственно большевиками не заваривались, оставались дышащими эти швы. И это послужило, действительно, сослужило дурную услугу советскому государству. Но главное, что сделали большевики, они объявили такое вселенское, всесоюзное национальное равенство, они стремились или пытались создать наднациональную общность, то, что называлось «советским народом». Во многом они в этом преуспели. Такие категории как дружба народов, братство народов, сегодня кажущиеся банальными и приторными, на самом деле, были реальностью, что подтвердила Отечественная война, когда, по существу, все народы или почти все народы единым порывом сражались за свою Красную родину. И опыт большевицкого национального строительства очень важен и он, я думаю, будет усвоен и осмыслен при новой вот этой синтетической попытке.

121 поддержать 47

4

Зачем нужно было разваливать СССР, чтобы впоследствии создать СНГ, ЧЭС… Был ли это искусственный эксперимент?

Леонид Радзиховский

СНГ — это чепуха, такого объединения никогда реально не было. Просто страны СНГ, бывшие страны СНГ вскоре выяснили, что они почти никому даром не нужны, поэтому они и держатся так или иначе друг за друга. Никто не рвется принимать Украину в Евросоюз, никому даром не нужны республики Средней Азии, а газ из них и так качают, а больше они никому не нужны. Те республики, которые нашли себе новых покровителей, слиняли из СНГ — удрали оттуда страны Балтии, Грузия перешла вполне успешно под американский зонтик. Молдова все пытается как-то приспособиться к Румынии. Но, опять же, Евросоюз совершенно не жаждет заполучить Молдову. Поэтому это, извиняюсь за такой термин, отстой. Те страны, на которых желающих нету, вот они идут домиком, друг на дружку опираясь. А что касается разваливать Советский Союз, то Советский Союз развалили, во-первых, сепаратисты в республиках, которые хотели самостоятельных национальных государств и с этим иррациональным желанием ничего поделать нельзя так же, как ничего поделать нельзя с желанием подростка отделиться от родителей. Это почти биологический инстинкт. Вот. С одной стороны, сепаратисты в союзных республиках, а с другой стороны демократы в Москве, которые понимали, что единственный способ вырваться из-под власти КПСС — это развалить внешнюю оболочку КПСС. Внешней оболочкой КПСС это и был Советский Союз. КПСС плюс КГБ, внешняя оболочка была Советский Союз. Только распад Советского Союза мог дать шанс вырваться из лап, так сказать, КПСС и КГБ. Вот эти 2 встречных процесса — демократы-западники в центре и сепаратистские националистические движения на окраинах, в основном, конечно, в Прибалтике, на Западной Украине, в Грузии (в Средней Азии никаких движений толком не было) — вот это и привело к распаду Советского Союза. Абсолютно органическая вещь, с которой бороться было невозможно. Какими танками вы удержите 250 миллионов человек?

Александр Проханов

Советский Союз развалили, исходя из стратегического соперничества Америки с Советским Союзом. Америка стремилась уничтожить Советский Союз сначала ядерным оружием, потом изнурительными гонками вооружений, а потом направила она на Советский Союз новый тип оружия, так называемого организационного оружия. И вот эта новая организационная культура, новое организационное оружие — оно уничтожило соперника, уничтожило Советский Союз. Если бы не было вот этого воздействия, если не было бы вот этого непрерывного на протяжении 70 лет сражения, Советский Союз, по-видимому, сохранился бы. Его уничтожили силы извне, его уничтожили силы изнутри, его, по существу, уничтожил сам Горбачев, который затеял эту Перестройку как такую, некую скрытую спецоперацию по разрушению Красной империи. И когда за это разрушение берутся не отдельно взятые какие-то уклады, агенты, а глава государства, то, я думаю, такое разрушение просто неизбежно. Теперь, когда все хлебнули страшный опыт вот этого расчленения, опыт одинокого исторического существования, народы хотят преодолевать это одиночество. Тем более, что и сами пространства, и сами культуры, и сама евразийская среда способствуют этому соединению, этому синтезу. И потом создание Евразийского союза — это не умозрительная комбинация. На этой территории огромной между трех океанов всегда существовали империи, будь то и империя Татаро-Монгольская или империя Хазарская, или ранние русские империи, или империя Романовых, или Красная империя Сталина. Сейчас мы переживаем очередной всплеск имперского созидания, имперского строительства, который является лишь отчасти человеческим проектом. А в большей степени является некой метаисторической данностью.

121 поддержать 43