Любимые настольные игры

Материал подготовила Ольга Кузнецова

занусси.jpgКшиштоф Занусси, польский режиссер

Мы в школе играли в «корабли». Просто рисовали кораблики и потом передавали, только тайным шифром, где мы ударили, в какой квадрат. И это удар — или он пошел под воду, или бомба пошла в воду, и мы дальше плавали. Играли мы на неинтересных лекциях и занимались этим постоянно. Учителя ненавидели наши тайные знаки, когда я кому-то там передавал – «три-б», что значило указание на местонахождения корабля. Это были такие смешные игры. Потом мы играли в шахматы и в «монополию», что было довольно модно. Тогда как-то было совсем непонятно, что это капитализм, нам нравилось играть в «монополию», богатеть, покупать, продавать фабрики и акции. Мы ничего в этом не понимали, и поэтому нас все очень развлекало. Это было, может быть, в поздние пятидесятые годы. А потом у меня не было времени играть. Не знаю, чем я бы развлекался, если бы было время, но его просто нет. Жизнь так интересна, столько происходит, что уже на игрушки времени не остается.

смелянский.jpgАнатолий Смелянский, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России

Мне со спортом очень не повезло с детства. В теннис я играть как-то не очень умел, а в футбол — почему-то даже с вратарской площадки всегда мазал мимо ворот. Но вдруг я неожиданно преуспел в игре в шашки, хотя вроде бы какое-то интеллектуальное начало было и надо было бы заняться шахматами. Но был у меня приятель в Нижнем Новгороде, тогда в Горьком — мастер спорта по шашкам, и он меня научил, и я так ловко играл, что обыгрывал всех. И с этого времени я стал играть в шашки, не знаю, сейчас умею играть или нет, но лет с шести и, может быть, до 12-ти баловался шашками. Потом я прочитал «Мертвые души», там Ноздрев и все прочее — «шашечки потом». И шашки меня еще больше увлекли. Это незамысловатая народная игра, на самом деле, но в ней надо побеждать. Ведь природа любой игры такова, если ты все время проигрываешь, то ты в нее играть не будешь.

трауб.jpgМаша Трауб, писатель

Поскольку я выросла в советское время, то многие игры мы делали сами. В школе я играла в «морской бой», естественно, потом мы играли в «виселицу», которая жива до сих пор, к счастью. Еще у нас была игра в настольный футбол, когда из бумаги скатываешь шарик, берешь трубочку и дуешь, ставишь какие-то два карандашика — ворота. Я с удивлением узнала, что это на самом деле английская игра, тоже древняя. И муж детям привез эту настоящую игру из Англии, там ты дуешь в специальные трубочки, есть специальные ворота и катышки, которые мы жевали из обычной бумаги. Играют в эту игру и мальчики, и девочки, причем с диким восторгом, потому что все это происходит на большом столе, то есть у края одного стола и у края другого. И самое интересное для детей: кто задует шарик в ворота. Очень увлекательно, даже я до сих пор дую и загоняю шарики. Еще мне очень нравится настольная игра, которая в детстве называлась «змейки». И это тоже любимая игра моих детей, где змейки и лесенки, которые считаешь. Конечно, все дети очень любят подниматься по лесенкам, но им никогда не нравится спускаться по змейкам. У меня сын даже устраивал скандалы по этому поводу, не хотел спускаться по змейкам, теперь и дочка. А заодно в этой игре дети учат счет, кстати, очень хорошо. Помимо этого, конечно к любимым настольным играм относятся шахматы и шашки. Моя мама, наша бабушка — она гроссмейстер, а у сына второй разряд по шахматам. Вот поэтому в семье у нас принято играть в шахматы.

Для дочки, которой в змейки и лесенки еще рано играть, я делаю балеринок из платочков. Берется носовой платок, тоже давно ушедший в прошлое предмет туалета. Он одевается на пальцы, перематывается, делаются как будто ножки, и мы играем с ней в этот платочек. И я стараюсь все-таки свои игры из нашего детства передать детям, потому что они проверены временем, мной, это всегда очень интересно.

ардов.jpgМихаил Ардов, протоиерей, писатель

Если вспомнить мое детство, то я шахматами особенно никогда не увлекался. Помню, что знал все ходы, как какая фигура называется, но все это мне казалось таким слишком многозначительным и длинным. Да и в целом я не разделяю увлечение шахматами, особенно профессиональное. Иногда поиграть в них интересно, но чтобы посвятить этому занятию всю жизнь – нет. А вот в шашки я любил играть, мы собирались во дворе и в пионерских лагерях. Туда я ездил в течение трех-четырех лет и у меня были друзья, с которыми мы собирались и играли. И почему-то мне еще вспоминается игра в поддавки, когда ты должен отдавать как можно больше своему противнику — тут какая-то была пикантность, и это меня увлекало.