А что мы вкладываем в понятие государство? Это средневековая клептократия, с тоталитарной формой правления, больше похожее на ганстерский синдикат, или организм, ключевыми инструментами которого являетя сменяемость власти и её подконтрольность обществу, приоритет отдельной личности перед государством, независимый суд, наличие процедур, сохраняющим это общество открытым и динамичным ?
В первом случае исскусство, если таковое ещё сохранилось, становится формой насилия, прислужницеё власти и начинает нести черты пропаганды. В таком государстве оно выполняет роль создания потёмкинского фасада и формирования у подданых устойчивого представления что фасад и есть суть этого строя, всякий талант выбивающийся из идеологической колеи объективно будет работать на разрушение имиджа иногда даже не протестом, а непохожестью ,.как Тарковский или Шнитке. И лишь слабый отсвет одинокой свечи Пастернака в тоталитарной ночи, становится путеводной звездой для павших духом.
В свободном обществе, даже те таланты, создающие свои шедевры на основе жёсткой критики этого общества, как М, Мур или О. Стоун, как это не парадоксально, работают на положительный имидж страны, так как доказыват что плюрализм не мёртвая категория. Случается что деятели искусства становятся заложниками собственных идеалистических представлений, формируют радикальные взгляды, как это случилось в России, разрушая имидж общества которому противостоят, в практическом плане более жизнеспособным .
