Но ежели в знаменитой песне Владимира Высоцкого далее следует: «И не друг и не враг, а так», то в дружбе не разлей вода Сталина с Гитлером 22.06.1941 наступила предельная ясность: последний оказался вероломнейшим врагом, растоптавшим Пакт Молотова-Риббентропа от 23.08.1939 и Договор о дружбе и границе от 28.09.1939. Подумать только! Буквально до самых последних дней перед нападением Германии на СССР игнорировались донесения советской резидентуры за рубежом, в частности, шифрограммы выдающегося разведчика Рихарда Зорге (1895-1944), занимавшего должность пресс-секретаря посольства Германии в Японии и имевшего доступ к совершенно секретной информации, получаемой от доверявшего ему посла Ойгена Отта. Не принимались во внимание сообщения немецких перебежчиков-антифашистов о том, что по ту сторону границы все готово к вторжению…В отношении войск, дислоцированных вдоль западных рубежей СССР, действовала строжайшая директива — не поддаваться на провокации, т.е. не приводить эти силы в состояние повышенной боевой готовности. Командующий Западным особым военным округом, генерал армии (с 22.02.1941), Герой Советского Союза, получивший это звание 21.06.1937, герой Гражданской войны в Испании, Дмитрий Павлов (1897-1941), как человек военный, дисциплинированно следовал указаниям Верховного Главнокомандующего, за что и понес «заслуженную» кару: в первые же дни войны был обвинен «в трусости, самовольном оставлении стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развале управления войсками…», лишен воинского звания и ровно через месяц, 22.07.1941, расстрелян в Лефортовской тюрьме в Москве. В 1957-м посмертно реабилитирован и восстановлен в звании. На месте Дмитрия Григорьевича мог оказаться любой другой военачальник, и так же, как и он, был бы назначен «козлом отпущения» за вопиющие просчеты руководства страны, и, в первую очередь, самого Сталина. Автор романа «Война», Иван Стаднюк (1920-1994), последовательный сталинист (этим, пожалуй, исчерпывается его литературный «талант»), помнится, писал: почему, дескать, Павлов, зная истинное положение дел, формально подошел к приказам высшего командования и слепо выполнял их, вместо того, чтобы, не предавая огласке свои действия, готовить войска округа к войне? Ну, а, коль скоро не предпринял ничего подобного, значит, предатель, изменник. Можно ли к таким «умствованиям» относиться иначе, как к дурному анекдоту?! Трагической судьбе Дмитрия Павлова посвятил несколько страниц в знаменитых мемуарах «Люди. Годы. Жизнь» Илья Эренбург (1891-1967).
Речь вождя, с которой он выступил по радио 03.07.1941, и которая была опубликована в газете «Правда», начиналась словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».
Военачальников, которых не успели забить до смерти или расстрелять в подвалах Лубянки, выпускали из казематов, откармливали, приводили в надлежащий вид и отправляли в действующую армию. Так, К.А. Мерецкова (1897-1968), Героя Советского Союза (удостоенного высшей воинской награды в 1940-м), арестованного на второй день войны, 23.06.1941, по показаниям целого ряда высокопоставленных сослуживцев, вырванным под пытками, освободили уже 06 сентября 1941-го после того, как Кирилл Афанасьевич 28 августа обратился к Сталину с письмом, содержавшим просьбу направить его на фронт*).
А до войны Сталин практически в каждом из своих подданных видел потенциального диверсанта, шпиона, заговорщика, вредителя, и для «профилактики», на всякий случай, миллионы «братьев и сестер» сгноил в ГУЛАГе. Есть версия, что расправа в 1937-м — 1938-м над генералитетом Красной Армии, лучшими военачальниками, во главе с Маршалом Советского Союза Михаилом Тухаческим (1893-1937), была осуществлена «с подачи» секретных служб Германии, которые провели успешную операцию по обезглавливанию Вооруженных Сил СССР руками потенциального противника. Об этом в конце 1980-х писал журнал «Огонек» Виталия Коротича.
Гитлеру Сталин доверял безгранично. И вдруг, такое предательство, такая измена друга и союзника! В голове не укладывается! Именно в этом, и не в чем ином, – причина прострации Сталина в первые полторы недели войны и его запоздалого обращения к согражданам.
«Сладкая парочка», Гитлер и Сталин, развязала Вторую мировую войну, о чем я писал в эссе «Оглянись во гневе» (18.06.2014). А меньше чем через два года оба монстра сошлись в смертельной схватке. «Сиамские близнецы» по своей природе почти не отличались друг от друга, разве что близнец Шикльгрубер был чуть ужаснее близнеца Джугашвили. Да и то, лишь потому, что страна, которой правил «красный» тиранозавр, внесла решающий вклад в уничтожение тиранозавра «коричневого», первым начавшего вторжение в Польшу (01.09.1939); погрузившего Европу во тьму; опоясавшего ее колючей проволокой; заслонившего небо дымом печей крематориев…
Страна Советов одержала Великую Победу, но, не благодаря «Хозяину», а вопреки ему, и произошло это, спустя четыре, невероятно долгих, года.
А тогда, в конце июня — начале июля 1941-го, Сталин пребывал в состоянии глубокой «задумчивости» от горькой обиды и полного разочарования в том единственном, таком родном, таком близком по духу, кому по-настоящему верил, — фюрере III Рейха, Адольфе Гитлере…
______________________________
*) Кирилл Мерецков в годы Великой Отечественной прошел большой боевой путь; 26.10. 1944 ему было присвоено звание Маршала Советского Союза; принимал участие в Параде Победы 24.06.1945.
