Автор — Евгений Бунтман
Александр Иванович Чернышев
Александр Иванович Чернышев был личностью поистине удивительной. Шпион и галантный кавалер, боевой генерал, командир партизанского отряда и коварный обольститель. Наполеон, после того, как истинная цель миссии Чернышева в Париже раскрылась, не скрывал своего возмущения и называл шпионаж самым подлым делом, недостойным ни настоящего офицера, ни русского двора в целом.
Между тем Чернышев был, по сути. Первым настоящим русским разведчиком. Его обаяние и безупречные манеры позволили ему войти в доверие к сильным мира сего и выведывать государственные секреты за непринужденной беседой. Впрочем, в то время это считалось не слишком достойным занятием. Тем более, что ко времени приезда Чернышева в Париж его предшественники уже наладили сеть информаторов, главным из которых был государственный служащий по фамилии Мишель. От него Чернышев и получал самые важные сведения. И о передвижениях армии в Германии, той армии, которой предстояло получить название Великой и отправиться в Россию, Чернышев узнавал почти в тот же момент, что и Наполеон.
При французском дворе его обожали. А некоторые даже слишком. По слухам, принцесса Полина Боргезе, сестра императора имела связь с посланником. Да и не она одна. В свою очередь, офицеры в Париже прекрасно понимали, что перед ними — не паркетный шаркун, а военный, получивший свои ордена в кровавых сражениях. Чернышев атаковал вместе с драгунами Уварова при Аустерлице, спасал русскую армию после разгрома при Фридланде. А в 1809 году находился рядом с французским императором при Ваграме.
Всю первую половину войны 1812 года Чернышев продолжал исполнять дипломатические поручения. Но затем, уже во время отступления французов, ему поручили возглавить партизанский отряд. Так вышло, что именно отряд Чернышева напал на французскую партию, которая конвоировала плененного в Москве генерала Винценгероде.
Кампания 1813 года оказалась для него еще более успешной. Чернышев участвовал во взятии Берлина, Люнебурга и Касселя. В 1814 штурмовал Суассон. После войны Чернышев превратился в подлинного государственного мужа. Он присутствовал при смерти императора в Таганроге. А в 1826 году именно он допрашивал и выносил приговоры декабристам. Позже Чернышев занял пост военного министра, и не покидал его до 1852 года. А до конца правления Николая I он являлся председателем Государственного Совета — то есть был первым из подданных.
Жак Александр Бернар де Лористон
Осенью 1812 года генералу Лористону, однокашнику и адъютанту императора, выпала незавидная участь. Ему поручили вести мирные переговоры с Кутузовым — то есть с Петербургом. Война 1812 года была не слишком обычной — вот и здесь переговоры получились странные. Опытному дипломату Лористону достался в соперники дипломат не менее бывалый и куда более хитрый.
Кутузов делал все, чтобы не давать прямого ответа Лористону — держал его в неведении, кормил обедами и обещаниями, переносил встречи. И оставил ни с чем, так и не сказав, желает он мира или войны. Вот и вошел в историю Лористон растерянным и обманутым. На картине Верещагина он то ли склоняется в почтительном поклоне, то ли с грустью принимает неизбежное. А рядом с Кутузовым его обычно изображают разгневанным и нетерпеливым.
В то же время Лористон сделал все возможное для выполнения своего задания — но безрезультатно. То ли виной тому несговорчивость Кутузова, то ли влияние английского генерала Вильсона, с которым Лористон столкнулся в ставке русского главнокомандующего. Лористон, как и многие в то время, сочетал в себе таланты дипломата и военного. Он был потомком шотландского рода Лоу из Лористона.
Печально известный банкир Джон Лоу приходился ему двоюродным дедом. Жак Александр Бернар Лоу де Лористон появился на свет во Французской Индии. После переезда в Париж его отдали в Грссенский колледж, затем Лористон продолжил обучение в военной школе — вместе со сверстником с Корсики по фамилии Буонопарте. Вскоре их пути разошлись — у корсиканца умер отец, и Наполеоне досрочно завершил обучение, а Лористон остался, и в звании лейтенанта отправился служить. Он участвовал в революционных войнах, отличился при осаде Маастрихта, но в 1796 вышел в отставку.
Но через четыре года первый консул Наполеон Бонапарт вспомнил о Лористоне и взял к себе адъютантом. Лористон отважно сражается под Маренго, командуя артиллерией. А затем его отправляют с дипломатической миссией в Данию. 1805 год — он уже бригадный генерал и кавалер ордена Почетного легиона. Лористона посылают на Мартинику, потом он возврается для того, чтобы сражаться под Аустерлицем. Карьера продолжает набирать обороты: Лористон сначала получает пост губернатора Рагузо, потом генерал-губернатора захваченной Венеции. Военные и дипломатические миссии чередуются.
При Ваграме он командует гвардейской артиллерией, затем представляет Наполеону его будущую жену — Марию-Луизу Австрийскую. Вплоть до 1812 года он — дипломат. Весной 1811 года Лористон заменяет Коленкура в качестве посланника в Петербурге. При русском дворе к нему относятся с симпатией — но ничего сверхсекретного узнать посланнику так и не удалось: Лористон был честным офицером, и шпиона из него не вышло. Во время похода в Россию он не только ездил с поручениями к Кутузову. При отступлении Лористон находился в арьергарде — одним этим все сказано.
Его служба при Наполеоне завершилась после Битвы Народов. Под Лейпцигом графа взяли в плен, и на свободе он оказался только после отречения императора. Во время Ста дней Лористон отказался следовать за Наполеоном, что ему позже принесло титул пэра. Лористон верно служил королю — голосовал за казнь маршала Нея, стал маркизом, а в 1823 году — маршалом Франции.
Слушать эфир на сайте «Эхо Москвы»
