Впервые с предложением ввести квоты на показ зарубежных фильмов в Росии выступил министр культуры Владимир Мединский в 2012 году. Потом депутат от ЛДПР Литвинцев предложил квоту для отечественного кино в 80%, затем единоросс Сергей Железняк — 20%. Проекты приняты не были.
В апреле 2014 года этот вопрос вновь был поднят депутатом Госдумы Робертом Шлегелем. По его версии, эти ленты низкопробны, пропагандируют американские ценности и не наши национальные интересы, поэтому 50% лент в прокате должны быть отечественными.
Когда в России заводят разговор о квотах для местного кино, то в пример приводят Францию. Казус в том, что на самом деле во Франции уже давно нет квот на показ фильмов, еще с 1950-х годов.
Реальные квоты на показ голливудских фильмов были в 1920—1930-е годы — тогда во Франции существовала своя мощная кинопромышленность, которая не хотела делиться рынком с американцами. После войны было заключено соглашение Блюма-Бирнса: французское кино было в тяжелом положении, а в США как раз все бурно развивалось, поэтому стороны пришли к соглашению, что французы открывают рынок для американцев, а в обмен на это американцы выдают стране большой займ и прощают значительную задолженность перед США. Договорились, что на 7 иностранных фильмов в прокате должен приходиться 1 французский. Кроме того, французские фильмы должны были демонстрироваться в течение первых четырех недель каждого квартала.
Во Франции сейчас квот нет, а есть специальный сбор в поддержку кино — 11% от стоимости каждого проданного билета отправляются в Национальный фонд поддержки кино. Кроме того, существуют еще налоги на телеканалы, на физические носители и распространителей кинопродукции, которые тоже идут в этот фонд. Его бюджет в этом году составил 700 миллионов евро (бюджет российского Фонда кино — около 3 миллиардов рублей, а общие государственные затраты на поддержку кино — около 6,7 миллиардов, то есть около 135 миллионов евро).
Еще в Евросоюзе в качестве меры поддержки европейских кинопроизводителей работает сеть кинотеатров, которые финансируется ЕС с условием, что 20 процентов фильмов в кинотеатрах этой сети будут европейскими.Среди стран, действительно имеющих у себя квотирование кинопоказа, выделяются две — Китай и Южная Корея. В Китае показывают 30 голливудских фильмов в год, и именно на эти 30 фильмов приходится половина местных сборов.
В Южной Корее квоты были введены в 1966 году и обязывали кинотеатры показывать корейские фильмы 90 дней в году. Потом квоты то уменьшались, то увеличивались, но в середине 1980-х США, угрожая отказом от импорта южнокорейских товаров, заставили разрешить голливудским компаниям действовать в стране без посредников, что привело к значительному сокращению количества корейских фильмов в прокате. Сейчас квота в 106 дней остается, но соблюдается не всеми кинотеатрами. Относительного паритета удалось добиться путем других мер: увеличением господдержки, дотациями артхаусным кинотеатрам, строительством киностудий для независимых режиссеров, кроме того, 3% от стоимости проданных билетов направляются в фонд поддержки корейского кино.
Кроме этого, квоты существуют в Греции (каждый кинотеатр должен показывать отечественные фильмы как минимум в течение 28 дней в году), Испании (местная продукция должна показываться от 73 до 91 дней в году), Бразилии (от 28 дней — в зависимости от количества экранов).
Если квоты на отечественное кино ввести в России, то самой большой проблемой станет его отсутствие — отечественными картинами невозможно покрыть 50-процентную квоту, которую предлагает депутат Шлегель.
Источник
Вопросы:
1
Нужно ли вводить квоту на показ зарубежных фильмов и мультфильмы в России?
Даниил Дондурей
Нельзя вводить никакие квоты, потому что это признак слабости, признак проигрыша, а президент нас учит, что мы — страна победителей. Как только вы хотите перегрызть кому-то горло без конкуренции, значит вы заведомо проигравший, заведомо слабый. Мне же кажется, что российская культура сильная, а вовсе не слабая.
Дмитрий Литвинцев
Да, конечно. После Нового года я собираюсь вернуться к этому вопросу. Совместно с министерством культуры мы постараемся отрегулировать этот вопрос, и я очень надеюсь на поддержку министерства. У нас уже прошли предварительные беседы с некоторыми представителями Минкульта, и есть общее понимание, что к этой теме надо возвращаться.
2
Поможет ли эта мера развитию отечественного кинематографа?
Даниил Дондурей
Никогда никакие квоты не помогают развитию чего бы то ни было. Квоты — это выход из конкуренции. Помогает только качество, только творчество, только полет. Когда художник начинает летать, как в картинах Шагала, тогда никакие квоты не нужны: он и так вытолкнет своих конкурентов за пределы поля. Именно это мы видим на примере российских сериалов. Что они сделали с таким великим продуктом, как сериалы США? Вытолкнули и все.
Дмитрий Литвинцев
2. Безусловно, эта мера поможет прокату российских фильмов. Киносети в любом случае будут заинтересованы в качественном российском продукте, потому что для них это будет обязательно. Введение квот для отечественных фильмов — это мировая практика. Когда некоторые представители российского кинематографа пытаются убедить нас, что им это не нужно, это похоже очень на вредительство. Во всем мире все кинематографисты всегда ратовали за квотирование, чтобы дать возможность дать отечественному производителю присутствовать на экранах кинотеатров. Если действительно произойдет так, как говорят некоторые скептики и фильмов будет не хватать, то опять же есть мировой опыт: кинопрокатчики продюсируют на стадии разработки, составления сценария и т.д. И получается, что квоты будут стимулировать не только саму кинопроизводящую индустрию создавать как можно больше хороших фильмов, но и кинопрокатчиков — ставить как можно больше российских фильмов. А это в конечном счете приведет к тому, что кинопрокатчики тоже будут давать деньги на создание отечественного кино. У них не будет другого выхода.
3
Насколько сегодня российское кино вообще страдает от зарубежных фильмов в кинотеатрах?
Даниил Дондурей
Российское кино получает то место, которое оно заслуживает, Когда появляются фильмы, как, например, «Горько» или «Легенда 17», мы тут же выталкиваем голливудское кино. Когда возникает конкуренция, она всегда говорит о качестве и в никакой поддержке от государства не нуждается.
Дмитрий Литвинцев
На 100% страдает. Сегодня у нас в России 3,5-4 тысячи кинозалов. Мы фактически являемся самым крупным европейским (да и мировым по сути) рынком кинопроката. Это намного более привлекательный и крутой бизнес, чем продажа машин бытовой техники и т.д. У нас же билет в кино стоит дороже, чем в США. Однако сегодня российская прокатная киноиндустрия фактически неподконтрольна государству, потому что билет в кино не является фискальным, то есть абсолютно невозможно проконтролировать, сколько прокатчики собрали денег, сколько билетов продали и т.д. И государство не получает сотни миллионов прибыли в казну.
4
Экономисты говорят, что отсутствие конкуренции негативным образом сказывается на качестве товаров. Не приведет ли квотирование к негативным последствиям для российского кино?
Даниил Дондурей
Я редко соглашаюсь с экономистами, но в этом я с ними абсолютно согласен. Мы очень в России не любим конкуренцию, и поэтому те, кому противостоим, в три раза эффективнее. В частности, производительность труда в Европе в три раза выше.
Дмитрий Литвинцев
Под введением квот я вовсе не имею в виду запрет американского, европейского или любого другого зарубежного кино. Нужно создать условия для российского кинопроката путем конструктивного диалога с кинопрокатчиками и обозначения четких правил игры. Любой кинорынок — это не моя формула, все свои предложения я основываю на мировом опыте. Когда на рынок заходят американские компании, то не было еще ни одного случая, чтобы местные киноиндустрии могли бы противостоять экспансии США. Голливуд все время своего существования вкладывает огромные деньги в кинопродвижение. Это филигранная индустрия. И если не вводить протекционистские меры, то у местной киноиндустрии нет ни единого шанса устоять в конкурентной борьбе с американцами. По этому же пути защиты собственного кино в свое время пошли Франция и Китай, например.
5
Стоит ли вообще государству вмешиваться в творческие индустрии и устанавливать квоты?
Даниил Дондурей
Искусство всегда проигрывает, если государство начинает вмешиваться в правила игры. Когда же государство выступает как благотворитель, когда оно дает деньги настоящим художникам от Тарковского до Сокурова, то тогда этому государству нужно аплодировать. Но когда нужно выбрать, кто из молодых является будущим Тарковским или Сокуровым, то это лучше сделают сами художники. Именно поэтому во всех странах мира распределением средств занимаются сами художники, а государство только выполняет их волю. Я думаю, что это есть лучшая национальная политика.
Дмитрий Литвинцев
Деньги с кино сейчас все уходят в иностранные государства. Наш кинематограф — это создание рабочих мест, это налогообложение, это поднятие нашей собственной индустрии. И конечно же, кино — это идеология нашего государства. Кино — это не только развлечение. Кино — это мощный инструмент пропаганды. Это идеология всех европейских теоретиков киноиндустрии. Те фильмы, которые сейчас идут в наших кинотеатрах, идеологически настроены против России. И если государство сегодня это отдает на произвол, то это равносильно тому, что государство перестает бороться с наркотиками — пусть же все попробуют, пусть все колются и т.д. Тогда получается, что кокаин — это плохо, а воспитывать нашу молодежь на идеологически антироссийских фильмов — это нормально? Теряя контроль над кинопрокатом в любой стране, государство теряет контроль над идеологией и обществом, потому что ценности преподносятся совсем не те. Если все оставить, как есть, то у нас общество через несколько лет будет в лучшем случае жить американскими идеалами, а в худшем — ходить друг на друга с топорами. Кино — это национальная безопасность государства. Ведь неслучайно в самих США никогда не выйдет фильм, в котором американцы выставляются в каком-то неправильном свете. А почему же у нас постоянно показывают фильмы, в которых русские или мафиози, или дураки?
