Осквернение памятника — акт вандализма, совершенный некоторым злоумышленником из корыстных или некорыстных побуждений.
Вопросы:
1
Почему вообще есть такое явление как осквернение памятников?
Константин Михайлов
Памятники, как правило, являются символами либо каких-то достижений, либо каких-то эпох, либо достижений культуры наций. Те, кто не считает это достижениями, или те, кто считает культуры наций враждебными или какие-то явления печальными, которые в памяти запоминаются, это, к сожалению, выливается в оскорбление тех или иных монументов и памятников. Это очень общая такая рамка. Естественно, есть более конкретные причины каждый раз.
Петр Верзилов
Всегда существуют, в любом обществе, группы лиц, которые не приемлют ценностей, которые в себе воплощают памятники. Нужно понимать, что то, что для одних людей является осквернением, для другой группы может являться каким-то очень героическим поступком. Например, в 41 году в Москву везли большое количество гранитной облицовки, которая сейчас украшает Тверскую улицу, ее нижнюю часть, ближе к Кремлю, и из этого камня собирались строить памятник Гитлеру. Да, я думаю, что любой адекватный человек сейчас исключительно был бы за осквернение памятника такого рода. Или можно также привести в пример памятники Дзержинскому или Андропову — ныне висящую мемориальную таблицу на здании ФСБ на Лубянке. То есть в середине нулевых были разные акции против, например, этой памятной таблицы, и их тоже сложно не поддержать, поскольку эти люди олицетворяют собой очень негативные, с моей, например, точки зрения, ценности.
2
Кто должен бороться с осквернением памятников?
Константин Михайлов
Конечно, первое, что приходит в голову — напомнить о специальных органах власти, которые должны заботиться о памятниках, — о полиции и тому подобное. Но я боюсь, что корень, что называется, в головах у граждан, потому что самое пагубное – что люди это делают, и уже вопрос второго порядка – успевает ли кто-то на это среагировать или нет. И люди должны, на мой взгляд, воздерживаться от подобных действий не из боязни, что их застукают на месте полицейские или какой-то чиновник, а просто от понимания того, что такое поведение недопустимо. Особенно если речь идет о каких-то исторических или художественных ценностях.
Петр Верзилов
С осквернением памятников должно бороться ни в коем случае не государство, а те группы лиц, интересы которых эти памятники представляют. Наверное, если приложить аналогии, есть люди, которым дорога память Андропова и Дзержинского, и тот террор, который они устраивали в те времена. И эти группы должны придумывать, как отстаивать свои интересы. Но также могут существовать и группы, для которых, например, памятник Гитлеру являлся бы некоей ценностью и доблестью. Так что нужно к подобным отстаиваниям относиться достаточно критически.
3
Какова роль семьи и школы в этой борьбе?
Константин Михайлов
Сколько я помню семью и школу советских времен, всегда говорили, что главное — это семья и школа. Это, в общем, такой риторический вопрос, на который может быть только такой же риторический ответ.
Петр Верзилов
Семья и школа должны максимально широко рассказывать об исторических процессах и обязательно представлять не единую точку зрения, как сейчас пытаются навязать, а разные взгляды и разные подходы, чтобы человек мог в процессе образования сам учиться думать и вырабатывать собственную точку зрения и собственный взгляд на эти ценности. Ну, хотелось бы, конечно, чтобы государство все-таки склонялось к определенной позиции. Например, опять же, продолжая эти же примеры, к осуждению сталинского террора и тех практик политического преследования, которыми занималось КГБ в советское время. Но поскольку этого не происходит, нужно хотя бы дать ученикам возможность самим мыслить и понимать, что происходило, как происходили исторические процессы.
4
Введение крупных денежных штрафом или принудительных работ поможет ли побороть осквернение?
Константин Михайлов
Это все само собой разумеется. Естественно, если кто-то повреждает объект, имеющий художественную или историческую ценность, то он должен караться по всей строгости закона. Для меня это совершенно очевидно. И уголовная статья должна применяться, которая у нас практически не работает, и денежные штрафы, и, может быть, действительно ввести какие-то принудительные работы для восполнения ущерба, нанесенного памятнику. Все это безусловно так, но самое главное осталось там, в вашем предыдущем вопросе — в семье и школе.
Петр Верзилов
Я не думаю, что какие-то законодательные, правоохранительные меры как-то могут повлиять на подобные процессы. Здесь исключительно вопрос для какой-то общественной дискуссии и диалога в обществе, который должен происходить. И тогда разные группы принимают, какие памятники и какие ценности являются приемлемыми, а какие нет.
5
Есть ли грань между уличным искусством, которое порой затрагивает как раз и памятники, и их осквернением?
Константин Михайлов
Эта грань существует опять же в головах. Что такое — перейти или не перейти? Это вопрос определенной допустимости, это вопрос этики, который трудно закрепить каким-то законом.другое дело, это одна из черт так называемого современного искусства. Оно, скажем так, не самодостаточно. Не хочу утверждать, что оно паразитирует, но оно существует за счет какого-то взаимодействия с образами традиционного искусства, с какими-то достижениями исторического движения человечества, и как-то их пытаясь обыграть по-новому или представить в некоем ракурсе, живет оно за счет этого. Это, собственно, далеко не новость уже последние лет 50, но… я думаю, что с какой-то поправкой это же приложимо и к тому, что мы сегодня называем классическим искусством. В те времена, когда оно было современным, оно тоже вело какой-то диалог с культурой предшествовавших ему веков. Но этот диалог не был столь агрессивным, как сейчас.
Петр Верзилов
Эту грань проводит исключительно сам художник, и те люди, которые оценивают его творчество, тоже ее проводят со своей стороны. Поэтому получается несколько разных оценок, но с точки зрения восприятия чего-то как искусства все-таки оценка художник — она, конечно, приоритетнее.
