Волгоград vs Сталинград

6 июня президент России Владимир Путин, будучи в Нормандии на торжествах в связи с 70-летием высадки союзников в Европе и открытии Второго фронта, встретился с ветеранами Великой Отечественный войны. Во время встречи снова был поднят вопрос переименования Волгограда в Сталинград. Путин ответил, что этот вопрос находится исключительно в компетенции самого города. Президент подчеркнул, что существует соответствующий закон. «Поймите, я сам не могу такого решения принять, но, существует процедура: в случае проведения референдума, этот вопрос может быть решён», — отметил глава государства. Тем не менее, Путин напомнил, что в Париже есть площадь Сталинград, что именно это название города на Волге, где шли кровавые бои, помнят и в других городах Европы. «Подумаем, как это можно сделать», — пообещал Путин ветеранам.

Владимир Кашин

заместитель председателя ЦК КПРФ

голосов

74/313

вопрос 1/16

вопрос 2/16

вопрос 3/14

вопрос 4/14

вопрос 5/14

депутат фракции «Справедливая Россия»

Михаил Емельянов

голосов

239/313

вопрос 1/54

вопрос 2/53

вопрос 3/44

вопрос 4/41

вопрос 5/47

Вопрос №1: Нужно ли сегодня возвращать название Сталинград Волгограду?

Да, нужно. Мы проводили народные опросы два-три года назад, и они показали, что абсолютное большинство горожан хотят снова возвратиться к названию Сталинград. Неслучайно, когда мы праздновали в том году 70 лет освобождения Сталинграда, было принято решение (и городская дума проголосовала за это), чтобы на две недели город снова назывался бы Сталинградом. Причем, этот вопрос поднимают настойчиво не только сами сталинградцы, волгоградцы, но и представители соседних регионов. Ведь когда Владимир Владимирович был на открытии второго фронта, и там ветераны обратились к нему: «Как же так, почему у нас в России нет названия Сталинграда?» Историческая справедливость должна восторжествовать, как и в случае Калининграда, потому что там тоже погибло очень много людей. Именно на Калининград, Сталинград и Москву Гитлер бросал такие полчища – так он хотел взять эти города.

16

Я думаю, что нет, не нужно. Я вообще против каких-то названий и праздников, которые разделяют общество. Отношение к Сталину в России, мягко говоря, неоднозначное. И поэтому разрешить исторические названия в этих условиях не совсем целесообразно, тем более что если говорить об историческом названии, историческое название Волгограда – Царицын.

54

Вопрос №2: Разделит ли общество возвращение «Сталинграда»?

Не разделит. Если мы проведем референдум, то 90 процентов проголосует за Сталинград.

16

Конечно, разделит. Для одних Сталин – герой, для других – тиран. Зачем нам дополнительное напряжение вносить в общество, у нас его и так хватает, а ведь история должна нас как можно меньше разделять, потому что наше общество нестабильное, у нас есть проблемы реальные, современные, которые и так разделяют общество. Если мы еще будем добавлять какие-то исторические вопросы, я думаю, что это только усилит раскол в обществе.

53

Вопрос №3: Кто должен решать вопрос о переименовании?

Люди сами должны решать, поэтому и надо провести референдум. Мы в КПРФ готовы, у нас создана инициативная группа. Мы уже несколько лет настаиваем на проведении референдума. Мы даже народный опрос провели. Я убежден, что большинство будет за возвращение городу исторического названия Сталинград – тут свою роль сыграют и жертвы в ходе боев а Сталинград, и значения нашей победы в Великой Отечественной Войне.

14

Безусловно, должно быть учтено мнение тех людей, которые живут в современном Волгограде. Когда речь идет о переименовании таких географических объектов, как Волгоград, Санкт-Петербург или Москва, то есть таких, у которых есть общероссийское значение, то я думаю, что здесь должно быть учтено мнение всей страны. Поэтому здесь нужен какой-то комбинированный механизм. Мнение жителей этой территории, а потом мнение всей страны либо тех органов, которые представляют страну, например, Государственной Думы. Вопрос непростой, поэтому и механизм его решения непростой должен быть.

44

Вопрос №4: Может ли двойное название стать неким компромиссным вариантом?

Нет, никаких компромиссных вариантов не может быть. Речь идет о Великой Отечественной Войне, речь идет о Второй мировой войне, и значение Сталинграда в этой битве уникально. Какой может быть компромисс, когда люди однозначно говорят о победе, когда к этой победе примазываются сегодня все и вся, а мы будем что-то еще придумывать. От названия «Сталинград» в дрожь бросало недругов России многие десятилетия, а как только начали заигрывать с недругами нашими, так вот и началось то, что происходит. Неужели непонятно сегодня, еще какие-то могут быть сомнения? Их не должно быть! Не должно быть у нас двойных стандартов. Вот решил Крым, мы поддерживаем эту ситуацию, почему не даем провести референдум по Сталинграду и Калининграду?

14

Нет, это не станет компромисс. Любое возвращение имени Сталина станет началом реабилитации, затем последуют памятники, улицы и многое другое. Поэтому я думаю, что пока не надо. А в целом такая популярность Сталина – это запрос на некую новую державность. И я считаю, что мы вопрос Сталина закроем тогда, когда мы в рамках демократической парадигмы развития общества дадим ответ на эту державность. Другими словами, это случится тогда, когда демократическая организация власти заставит или поможет стране предстать на международной арене, как это было во время Сталина. Я думаю, что вот в этот момент вопрос со Сталиным будет закрыт. Пока мы не дадим — я имею в виду не только власть, но и все общество, — вот такой ответ на этот вызов державности, причем в демократической парадигме, я думаю, что проклятие Сталина будет над нами висеть постоянно.

41

Вопрос №5: Если уже возвращаться к старым названиям, может быть, уместнее ли, вернутся к историческому Царицыну?

Да нет, нам не надо возвращаться к тому, где нет смысловых нагрузок. Когда мы говорим о Сталинграде, мы говорим о поколении, мы говорим о детях военных, которых сегодня 14 миллионов. Мы говорим о ветеранах военных, которых сегодня еще достаточно, мы говорим об их детях и внуках. Мы говорим о живых, неужели непонятно. Если мы будем возвращаться веками в обратную сторону, то у нас не останется никакой взаимосвязи.

14

Я думаю, Волгоград – красивое название. Оно хорошо звучит, и все к нему уже привыкли. Дело ведь даже не в Волгограде, а именно в ностальгии по Сталину, по его державности. Поэтому переименование Волгограда в Царицын проблему не решит, здесь вопрос именно в Сталине, а не в наименовании Волгограда. Просто Волгоград – это то слабое звено в антисталинской защите, которое, сторонники Сталина считают, можно порвать. Очень трудно, скажем, добиться переименования какого-нибудь проспекта имени Сталина в Москве, с какой вроде бы стати? А если говорить о Волгограде, то здесь как бы есть исторические основания для этого – великая битва, перелом в Великой Отечественной Войне, во Второй мировой войне, мировая известность. Поэтому это дополнительный аргумент для сталинистов. Но суть дела заключается именно в реабилитации Сталина, и сталинисты ищут тут точку, слабое звено, через которое можно начать реабилитацию. И этой слабой точкой считают Волгоград.

47