Михаил Щелканов, доктор биологических наук:
Эпидемиологические мероприятия по предотвращению распространения лихорадки Эбола, конечно, существуют. Клинические мероприятия также есть. Но большинство из них не специфические, подходящие для всех геморрагических лихорадок. Есть интоксикационная, симптоматическая и гемостатическая терапия, а также дыхательная поддержка. Что касается специфических средств, то существуют антисыворотки, но в большинстве своем это препараты, которые выпускают малыми партиями. Широко они пока не применяются, хотя должны. Но никто не знал, что эпидемия достигнет подобных масштабов, просто таких запасов антисыворотки не было.
Все необходимое уже сделано в странах, где существует развитая система медицинского контроля и санитарно-эпидемиологического мониторинга. Подготовлены бригады на случай чрезвычайных эпидемических предприятий, отделения в инфекционных больницах, в аэропортах распространили соответствующие инструкции. К тому же и до появления Эболы у нас работала система выявления лихорадящих пассажиров. Гораздо сложнее ситуация в самой Западной Африке. Я недавно оттуда вернулся и могу отметить, что там положение очень тяжелое в силу в первую очередь социально-экономической ситуации. Но и там, все что можно, уже сделали. Ситуация постепенно выправляется, даже несмотря на то, что она оказалась сильно запущенной.
Александр Бутенко, заместитель руководителя НИИ вирусологии им. Ивановского
Лихорадка Эбола появилась в 1976 году, ее распознали в Африке, в Заире и Судане. Потом появились вспышки в Уганде, в Габоне, в Анголе, в Кот-д’иВуаре, во многих странах тропической зоны Африки. Общее число случаев с 1976 года до начала вспышки в 2014 году было около 2 тысяч. Таким образом, можно считать новую эпидемию самой большой. Распространение вируса Эбола может быть связано с сельскохозяйственной деятельностью человека. Сейчас в Западной Африке очень активно расширяется зона плантаций фруктовых культур, в том числе бананов. В частности, в Гвинее. Они привлекают большое количество летучих мышей, которые служат резервуаром вируса в природе. Кроме того, на распространение лихорадки Эбола влияние оказывает активное передвижение и миграция населения в пределах Западной Африки. Завозные случаи эпидемии отмечаются лишь единичные. Они, в том числе, связаны с заражением в Западной Африке. Подобные случаи зафиксированы в Америке и в ряде европейских стран. В России их не было.
Длительность инкубационного периода при заболевании лихорадкой Эбола составляет до трех недель, поэтому человек, ощущая себя вполне здоровым, садится в самолет, перелетает в другую страну и там заболевание может проявиться. Но поскольку настороженность у органов здравоохранения есть, клиника очень яркая, а специфическая диагностика налажена хорошо, то такие случаи выявляются. Более того, все меры предосторожности, связанные с карантином тоже достаточно эффективны, поэтому возможные вспышки купируются. А в естественных, природных условиях стран, которые располагаются севернее или южнее Африки, распространение вируса практически исключено. Именно поэтому развитие и укоренение таких вспышек, на мой взгляд, кажется невозможным.
Специфических средств лечения Эболы, например, химеотерапии, нет, как при большинстве вирусных инфекций. А вот профилактика возможна. Созданные типы вакцины пока не используются, сейчас они имеют профилактическое значение. То есть, нужно чтобы с момента вакцинации прошло значительное время, которое определяется техническими условиями вакцины, поэтому это не лечебный препарат, как многие считают, а профилактический. Он необходим, но сейчас пока проходит стадию клинического испытания, а массовое применения будет возможно только в 2015 году.
Сергей Калашников, председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья С распространением вируса Эболы можно бороться так же, как и с другими инфекционными заболеваниями. Это означает, что должна быть национальная служба санэпиднадзора, которая у нас, к счастью, еще осталась. Лихорадка Эбола и целый ряд других заболеваний, которые постоянно возникают в Африке, в основном отражают специфику именно африканской жизни, поэтому нормальная гигиена и существующая у нас система эпидемиологического надзора позволяет нам бороться с вирусом и другими подобными заболеваниями.
Кроме того, как показывает практика, далеко не все предупреждения и опасения Всемирной организации здравоохранения соответствуют реалиям. Нужно опираться на свою национальную систему санэпиднадзора, которая у нас хорошая.
Владимир Никифоров, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России
По миру никакого распространения лихорадки Эбола нет, отмечаются лишь единичные случаи, но не все подтверждаются. Однако они будут отмечаться и дальше. Заболевший приезжает из Африки в другую страну, где есть большая вероятность, что его вылечат, поскольку имеется комплекс патогенетической терапии. Нельзя данные по Африке экстраполировать на весь остальной мир. В африканских странах нет необходимой терапии. К тому же, там в огромном количества сажают бананы, соответственно, расплодились рукокрылые, которые их едят. Таким образом, возникают все основания для эпидемии. Дальше африканского экваториального полюса вирус не будет распространяться.
В Россию лихорадка Эбола не попадет, сейчас нет оснований для того, чтобы у нас была эпидемия. В нашей стране не живут рукокрылые плодоядные, поэтому нет естественного резервуара. Если в Россию приедет турист-экстремал, то ничего не произойдет. Он моментально попадет в инфекционный стационар, а дальше никакого распространения не будет. Воздушно-капельным путем, как гриб, Эбола не распространяется. И поэтому несостоятельны все эти истерики, которые утраивает Всемирная организация здравоохранения. Это работа на публику, не более того. Кроме того я не вижу 90 процентов летальности, как об этом сообщают. Как ни считай, если 1,5 тысячи умерших поделить на 3 тысячи заболевших, то получается 50 процентов. Да и летальность тоже обман, это же смертельные случаи в больнице. Но ведь вне лечебных учреждений остаются заболевшие легкой и средней тяжести, сколько их, мы не знаем. Подобные ситуации возникают каждые два года, до этого были куриный и свиной грипп, атипичная пневмония и коровье бешенство.
