Николай Сванидзе, историк и журналист
Я считаю, что исторические названия стоит возвращать. Они накрепко исторически, географически и оригинально привязаны к тем местам, которые названы таким образом. Это сразу же наводит на определенные мысли, почему такое название, кто основал этот город в свое время, на каком языке город назван? Представьте себе, чтобы был бы переименован город Москва. Какие были бы колоссальные потери. Вот например, переименовали Санкт-Петербург, сначала в Петроград во время Первой мировой войны, а потом в Ленинград в честь Ленина. Ленинград, конечно, название, тоже привязанное к этому городу из-за блокады, трагических обстоятельств Великой Отечественной войны. Но какое отношение Ленин имел к этому городу? Да никакого. А Петр его основал и назвал в честь своего святого. И так очень многие оригинальные названия. Они отражают смысл этого места. А новые, случайные, названные в честь каких-то давно забытых большевиков… Да и не были бы они забыты, все равно не надо было называть, потому что, как правило, эти люди вовсе не заслуживали того, чтобы в их честь что-то называли. Но в результате в их честь целые замечательные русские города или улицы называются. Сейчас вот в каждом городе есть улица Ленина или улица Коммунистическая. Но почему она Коммунистическая, почему она Ленина? Что такое замечательное сделал Ленин нашей стране, чтобы в каждом городе были центральные улицы в его честь? Не вполне понятно. Это не оправдано никак исторически и это вносит в систему образования и воспитания наших детей какие-то дополнительные, совершенно лишние, путающие их смыслы. Ребенок будет проходить по улице Ленина и спрашивать, кто такой Ленин. И что ему скажет мама? Почему в честь этого человека названа улица в нашем замечательном городе? Я бы на месте этой мамы затруднился ответить на этот вопрос. Именно поэтому я думаю, что нужно возвращать оригинальные названия.
![]()
Сергей Марков, проректор университета имени Плеханова, директор Института политических исследований, член Общественной палаты
Я думаю, в большинстве своем надо возвращать исторические названия городам и улицам. Но каждый раз надо подходить к этому вопросу индивидуально. Некоторые названия, например, Войковская — это просто ужас. Войков — убийца, а в честь него назван и район фактически, и метро, а ведь станции метро люди в своей речи употребляют постоянно. Даже когда друг другу рассказывают, в каком районе живут, все время их называют. И поэтому, конечно, надо срочно переименовывать. Но есть другие случаи. Например, бывшему переулку Огарева дали историческое название Газетный переулок. Но там нет ничего, связанного с газетами. Газетный переулок у нас другой. Он называется улица Правды. Там большинство изданий расположены. А Николай Огарев — это известная личность. Да, он был революционным человеком. Но за что его, известного общественного деятеля, лишили переулка, убрали улицу его имени? Это уже неправильно, поэтому все должно решаться каждый раз в индивидуальном порядке. Но все-таки должно быть одно единое правило — возвращать названия, которые присвоили городам те, кто их основывал. За некоторым исключением. Я думаю, что вернуть название Екатеринослав, в честь царицы Екатерины, может быть, и не очень будет правильно. То есть когда названия даны в честь каких-то аристократических родов, возможно, возвращать их не имеет смысла. Кроме тех представителей аристократии, которые стали выдающимися государственными деятелями. Например, князь Потемкин, который активнейшим образом занимался обустройством Крыма, действительно всю душу, всю свою жизнь вложил в развитие полуострова и Новороссии — юга России, в которых сейчас происходят столь драматические события.
![]()
Максим Шевченко, журналист
Исторические названия можно возвращать, но это зависит от того, что считать историей. Я считаю, что это надо делать на усмотрение жителей, стоит устраивать опросы и местные референдумы, чтобы понять, имеет ли смысл переименование. В целом, красиво, когда современные города начинают совпадать с той картой истории, которую мы наблюдали 100 или 200 лет назад. Конечно, люди уже привыкли к каким-то современным названиям. Допустим, Краснодар, Краснодарский край, краснодарцы. А вдруг, допустим, переименуют его в Екатеринодар. Как-то не ложится на язык сначала. Но ведь это не имеет значения на самом деле. Люди привыкают достаточно быстро. Просто надо провести правильную кампанию. Конечно, мы живем в несколько постмодернистской ситуации, когда города или улицы названы именами давно забытых революционеров в контрреволюционной стране, проклявшей эту революцию. Тяжело и странно видеть православный храм на улице с подобным названием. И здесь, мне кажется, надо соотнести реальные взгляды современной страны с ее исторической топонимикой.
![]()
Марат Гельман, галерист
Названия городов и улиц власть всегда использовала для каких-то целей, и переименования для чего-то были нужны. Вот я был в Перми и насчитал, что у нас 18 улиц, связанных с коммунистическим прошлым. Улица Советская, Коммунистическая, Дзержинского, Ленина, Комсомола и так далее. Когда ты попадаешь в современный город, и в центре него все названия связаны с коммунизмом, это вводит в какую-то оторопь. Но, в то же время, проспект Сталина в Париже тоже есть. Именно поэтому я бы относился к возвращению исторических названий без фанатизма. То есть в принципе там, где есть концентрация коммунистического наследия в названиях, я бы его проредил. Не то, чтобы тотально выкорчевал, но проредил. И то же самое касается монументов. Вот приезжаешь в Ульяновск, и там везде памятники Ленину. У меня, правда, было предложение переименовать их в памятники актерам, игравшим Ленина. Таким образом, я бы сохранил скульптуры и в то же время разнообразие — это Щусев, это Лавров и так далее. Переименования, как мне кажется, естественный процесс, который, хотим мы этого или не хотим, но все равно будет происходить. Власти нужны способы наградить. Кому-то медали, кому-то посмертное звание, а кому-то — улицы.
