Опрос — нужно ли возвращать в паспорт графу «национальность»?

Материал подготовила Ольга Кузнецова

Валерий Рашкин, депутат Госдумы от КПРФ:

Я уверен, что графу «национальность» надо вернуть в паспорта россиян. Более того, я был автором законопроекта о введении в паспорт пятой графы «национальность». Граждане Российской Федерации могли бы добровольно ее указывать, либо оставлять графу свободной. К сожалению, этот законопроект отклонила «Единая Россия», я считаю это грубейшей ошибкой. Как показало время, национальная идентичность присуща гражданам России, особенно в связи с тем, что было в Советском Союзе, когда эта графа была.

Я считаю, что русский язык, традиции, культура русского народа забываются, затираются, принижаются, поэтому и надо графу национальность восстановить. Ведь даже законопроект, автором которого я тоже был, о праздновании дня русского языка в России, был введен только указом президента. И это несмотря на то, что в прошлом году ООН объявила год русского языка, и день рождения А.С. Пушкина обозначили как день русского языка. В нашей стране день русского языка не празднуется, несмотря на указ, никаких мероприятий не проводится, финансы не выделяют на день русского языка. Даже не ввели его в календарь праздничных дней, что говорить о том, что есть национальная русская гордость. Лично я, например, помню свои корни, что я русский человек, что моя родная речь — русская, я горд этим. В память о своих предках я обязательно хочу, чтобы в паспорте у меня была графа «национальность».

Лев Пономарев, правозащитник:

Ксенофобия и национализм в России сейчас приобрели дополнительное звучание, особенно на выборах в Москве, хотя я думаю, что и в других местах тоже. Политика часто эксплуатирует тему национальности, мне кажется, поэтому возникло дополнительное напряжение в обществе.

Появление в паспорте графы «национальность» не является полезным и будет способствовать дальнейшему разделению общества. Если бы общество жило в спокойном состоянии, и разговор шел о некой фрагментации, о том, чтобы в спокойном состоянии диалога решать возникающие вопросы — это я мог бы допустить. В Европе происходит одновременно два процесса: процесс интеграции, связанный с глобализацией, объединением Европы, и процесс некой фрагментации, но при этом там объединение имеет большее значение. Если бы мы твердо знали, что Россия у нас никуда дальше не будет разваливаться, и мы бы видели, что все только укрепляется и фрагментации не происходит, тогда спокойно можно было бы обсуждать вопрос о введении графы «национальность». Сейчас, я считаю, что это все будет только разрушать страну и вредить ее будущему.

Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований, член Общественной палаты:

Национальность у людей должна быть по самоидентичности. У нас многонациональная страна, у многих национальность перетекает из одной в другую. Надо дать возможность гражданам не жестко себя идентифицировать, а «перетекать» из одной национальности в другую, либо считать себя россиянами в целом. Чрезмерное педалирование национальной идентичности приводит к межнациональным трениям. Понятно, почему люди хотят, чтобы указывали их национальность, для них это является, во-первых, формой национальной идентичности, а во-вторых, формой самозащиты.

Национальная идентичность, как и религиозная, переживает у нас ренессанс. Сейчас Россия не ассоциируется с победами, как например, Советский Союз. Потеряны огромные территории, историческая столица — город Киев, где создавалось российское государство. Именно поэтому многие не считают нынешнюю Российскую Федерацию по-настоящему Россией. К тому же, россиянин дискредитирован временами этих неуспехов, плюс нет никакой государственной идеологии. Вот в Америке есть государственная идеология: работа, демократия, американская мечта. Поскольку в России нет такой государственной идеологии, то появляется желание формировать свою идентичность по национальному или религиозному признаку. Отдельно стоят русские. Русские ощущают себя в России людьми второго сорта, они дискриминированы. Механизмы этого сложные, поскольку закон работает слабо, а права человека защищены не законом, а диаспорами. А русские не организованы в диаспоры — это первая причина, почему их права ущемляются, вторая причина — традиционно русские имели высокий социальный статус и высокие зарплаты из-за того, что участвовали в крупных социальных проектах. Но крупных социальных проектов нет, соответственно социальный статус и зарплата маленькие. Третья причина кризиса русского этнического ядра заключается в том, что по нему ударили алкоголизм и наркомания. Алкоголизм и наркомания бьет с особенной силой именно по русским, потому что в других нациях как-то человек удерживается от того, чтобы стать алкоголиком и наркоманом – в основном семейно-родовыми связями. Семейно-родовые связи у русских значительно ослаблены, поскольку ослаблены традиционные ценности, а государство у нас практически самоустранилось от борьбы с такими болезнями. Таким образом, русские находятся в серьезном кризисе, поэтому хотят защититься и требуют, чтобы «русский» — было указано в графе «национальность» в паспорте. И возможность указать национальность является желанием защититься от слабости и заполнить «пустое» место с точки зрения идентичности.

Лидия Графова, журналист-правозащитник, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» :

Я думаю, что межнациональная ненависть была активизирована предвыборной кампанией, когда мигранты стали врагом номер один, и борьба с нелегальной миграцией была одним из главных приоритетов буквально у всех кандидатов в мэры Москвы. Очень жалко, что так развивается общественное мнение. Хотя такая реакция общественности понятна, но если графу «национальность» введут, то это будет шаг назад, потому что хотелось бы, чтобы у нас общество не раскалывалось по признаку национальности и вероисповедания. Консолидация все-таки ведет к человеческой атмосфере, а если в условиях бушующей сегодня ненависти введут графу «национальность», то это принесет только вред.

Сейчас настолько маятник качнулся вправо, что по закону физики он должен теперь качнуться влево. Я думаю, что нашим людям надо опомниться, ведь была же когда-то дружба народов. Страшно предположить, что это совершенно растоптано. Надеюсь, что этот градус ненависти пойдет вниз. Ведь если введут графу «национальность», то будет много сложностей и недоразумений, в частности, потому что у нас огромное количество смешанных браков. Для чего детям думать, чем они отличаются от других? Что они будут писать в графе «национальность»? Наоборот, в наше время надо думать, чтобы была единая нация, гражданство, как в других странах. Сейчас наша история общественного мнения, национальной миграционной политики двигается в ритме старого танка: шаг вперед, два шага — назад. В Америке есть только гражданство и они этим гордятся и во Франции тоже. Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли.