Объединение ФРГ и ГДР

Алексей Филитов

Алексей Филитов

Дарья Александрова 22.12.2011 | 13:09:47

Возможно ли повторение немецкого сценария в Корее, которая также разделена на две совершенно разные части.

А. ФИЛИТОВ: Чем было объединение Германии облегчено? Достаточно большой был обмен – поток – из ГДР в ФРГ, из ФРГ в ГДР даже, хотя он был, конечно, меньше. Люди знали друг друга. Телевидение западное принималось почти на все территории ГДР. Население было в известной степени подготовлено к принятию западных ценностей. То есть это более или менее было подготовлено длительным периодом, начиная, положим, с нормализации отношений с НРЗБ в 1965-м (?) году, потом – договор об отношениях между ГДР и ФРГ 1972 года, который обеспечил все-таки минимальные условия взаимных контактов. Фирмы многие западногерманские работали, в конце концов, в ГДР. Так что тут подготовлено это было на массовом уровне. В Корее, насколько я понимаю, такой ситуации нет. Нет такой подготовленности на Севере. Да и на Юге, пожалуй, тоже.

Дарья Александрова 22.12.2011 | 13:08:56

История не знает сослагательного наклонения, однако давайте пофантазируем. Что было бы, если бы сейчас, в конце 2011 года, берлинская стена по-прежнему отделяла бы Восточную Германию от Западной? Как выглядел бы современный мир с разделенной Германией.

А.ФИЛИТОВ: Повторюсь, существование вот не разрешенного германского вопроса могло дать почву для развития некоего национализма в достаточно неприятных его формах. Были ведь такие разговоры уже: все великие державы объединились, чтобы не допустить немцев, весь мир против немцев. Вот этот вот версальский синдром, который был после Первой мировой войны, он мог вновь ожить в Германии. Были такие симптомы уже в 80-х годах. Спор историков, и тому подобные вещи. И при прочих равных условиях это ущемленное национальное чувство, плюс экономический кризис… Такая ситуация, которая могла иметь очень неприятные последствия. Знаете, есть такая теория, что причины фашизма основные это, во-первых, ущемленное национальное чувство, во-вторых, тяжелое экономическое положение. Это, может быть упрощенная формулировка, но такая ситуация могла сложиться в разделённой Германии, и это было бы не приятно.

Дарья Александрова 22.12.2011 | 13:08:09

Для вас объединение Германии событие со знаком плюс или со знаком минус?

А.ФИЛИТОВ: Конечно, плюс. Другое дело, формы объединения: могут быть, какие-то претензии. Скажем, преследование бывших функционеров партии, государства, с моей точки зрения, не соответствует международному праву. Но это, в конце концов, такие издержки, о которых надо говорить, но которые не заслоняют этот плюс.

Дарья Александрова 22.12.2011 | 13:07:05

Многие исследователи утверждают. что объединение Германии было первым шагом к падению СССР. Вы согласны с этим утверждением?

А.ФИЛИТОВ: Я не совсем бы согласился с этим. Это всё-таки разные вещи. Я был тогда ещё сравнительно молодым человеком, у меня есть свои личные воспоминания, впечатления. Многие считали, что, конец холодной войны, где объединение Германии решающую роль сыграло, дал бы всей стране так называемый «мирный дивиденд», который бы освободил нашу промышленность, и вообще, хозяйство от тягот гонки вооружений, дал бы нам возможность развить совою экономику на более здоровой базе. Это, по-моему, не использованная возможность. Она была, и жалко, что её не использовали.

Дарья Александрова 22.12.2011 | 13:06:10

Снос Берлинской стены был политической волей Горбачева или он был вынужден пойти на такой шаг?

А.ФИЛИТОВ: Я думаю, второе больше похоже на истину. Известно его высказывание после его визита 7 октября, последнего визита в ГДР, после которого ГДР недолго уже просуществовала. Он заявил послу В. И. Кочемасову: «Народ нам не простит, если мы потеряем ГДР». Он не очень охотно, по-моему, сам об этом вспоминает, но это зафиксировано. Сыграло роль народное движение. Которое, конечно, очень не плохо было использовано правящим тогда в Западной Германии блоком Христианских демократов и Свободных демократов, которые, конечно, в известной степени определили параметры этого объединения. Можно спорить, были ли эти параметры оптимальными, ли нет, я лично считаю, что не совсем. Но так оно сложилось. Роль Горбачева была скорее пассивная. Хорошо, что он всё-таки нашел в себе силы смириться с этой ситуацией, это был непростой шаг.

Дарья Александрова 22.12.2011 | 13:04:36

А кто, по-вашему, больше выиграл от объединения Германии? ГДР, ФРГ или,может быть, кто-то третий?

А.ФИЛИТОВ: Прежде всего, я думаю, выиграла, всё-таки, Европа в целом. Потому что, если бы не был решен тот самый германский вопрос, то, в противном случае, он мог бы ещё оказать неблагоприятное влияние на международную обстановку. Мы помним опыт после первой мировой войны, Веймарской Германии. Тогда Версальский мир, который считался несправедливым, сыграл роль в приходе Гитлера. В послевоенной Германии такого не было, но проблема раскола Германии болезненно воспринималась в Мюнхене и при прочих обстоятельствах могла быть использована националистами. И эта опасность, в общем, была ликвидирована. С чисто материальной точки зрения, выиграла, конечно, Восточная Германия. Многие на Западе даже так покряхтывали из-за того, что приходится платить дополнительный Налог солидарности. Был он 7,5%, сейчас меньше, но, всё-таки, существенные суммы, которые приходится платить за интеграцию линейной инфраструктуры, и прочее. Но выиграли все, в общем-то.

Дарья Александрова 22.12.2011 | 13:02:50

С момента объединения Германии прошло уже 20 лет. Видна ли сейчас разница между бывшими ФРГ и ГДР или Германия стала единой страной во всех смыслах этого слова?

А. ФИЛИТОВ: Ну, конечно, остались ещё большие различия между так называемыми «осси», то есть бывшими гражданами ГДР и «весси», как называют представителей так называемых «старых земель». Разница даже в уровне оплаты труда. Вот только вчера, по-моему, в Бундестаге был принят закон о минимуме заработной платы, и на Западе он выше, а на Востоке ниже. Но это, может быть, даже не самый главный момент. И голосуют там по-разному: на Востоке достаточно сильны позиции партии, которая называет себя «Левые». Это блок бывших представителей Социалистической единой партии Германии, Партии демократического социализма, и левых социал-демократов во главе с Лафонтеном. На некоторых землях Восточной Германии они получают, пожалуй, больше, чем у нас российская компартия. На западе, конечно, это влияние гораздо слабее. Если другие позиции. Процесс сближения, конечно, идет, но он пока ещё достаточно далек от завершения.