Демонстрация 25 августа 1968 года в защиту «Пражской весны»

Наталья Горбаневская

Наталья Евгеньевна Горбаневская (родилась 26 мая 1936 в Москве) — русская поэтесса, переводчица, правозащитник, участница диссидентского движения в СССР. В 1964 году окончила Ленинградский университет по специальности «технический редактор и переводчик». Работала в Москве библиотекарем, библиографом, техническим и научным переводчиком. Была инициатором, автором, редактором и машинисткой первого выпуска самиздатовского бюллетеня «Хроника текущих событий». Участница Демонстрации 25 августа 1968 года против введения советских войск в Чехословакию. Арестована 24 декабря 1969 года. 

Демонстрация была сидячей и происходила у Лобного места. Восемь демонстрантов — Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг — ровно в 12 часов дня развернули плакаты с лозунгами «мы теряем лучших друзей», «At’ žije svobodné a nezávislé Československo!», «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!», «СвободуДубчеку!». В течение нескольких минут демонстранты были арестованы патрулировавшими Красную площадь сотрудниками милиции и КГБ в штатском, избиты и доставлены в отделение милиции. После ареста семь демонстрантов уговорили 21-летнюю Татьяну Баеву отказаться от дальнейшего участия в происходящем: она заявила, что находилась с демонстрантами случайно, и была отпущена (в дальнейшем продолжила диссидентскую деятельность).

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:08:54

Наталья Евгеньевна, большое спасибо!

наталья пашина 17.03.2012 | 23:15:34

Наталья скажите у России и Чехославакии Давние счеты в репрессиях? Есть ли кто нибудь еще у Чехославакии кто помнит расстрел чехославацкого корпуса во время гражданской войны?

Вообще в Чехословакии издается литература о чехословацком корпусе (или переиздается то, что вышло между двумя мировыми войнами). Но думаю, что не совсем верно говорить о «расстреле чехословацкого корпуса». Он был среди воюющих сторон, на стороне белых, сначала Комуча (Комитета членов Учредительного Собрания), потом, уже в Сибири, Колчака, потом с боями пробивался к Тихому океану и, пробившись, эвакуировался через Америку в Европу. Он, конечно, понес большие потери, но как крупная боевая единица сохранился. В коммунистической Чехословакии его вспоминать было не принято, а если уж — то только негативно.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:07:20

Когда Вы себя почувствовали свободной?

Трудно назвать момент — это долгий процесс, продолжавшийся примерно с середины 50-х до середины 60-х. Но к середине 60-х я чувствовала себя совершенно свободной. Внутренне, конечно. А внешне — тут легко назвать точный момент. Когда мы приземлились в Венском аэропорту 18 декабря 1975 года, я почувствовала, что почва подо мной пружинит, как это бывало в путешествиях автостопом: снимешь тяжелый рюкзак, и тебя начинает подбрасывать.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:06:53

Кажется, что СССР, закрытая страна, зависел от мнения Запада больше, чем открытая Россия? Это так, и если так, то почему?

Советскому Союзу очень нужна была так называемая разрядка — не по политическим, а по экономическим причинам. Он всё больше отставал от Запада, особенно в области высоких технологий, и одним экономическим шпионажем нагнать это отставание не мог, нужна была торговля с минимумом ограничений. Поэтому делались какие-то уступки в области прав человека. Скажем, с известными диссидентами поступали по-разному: кого-то выталкивали в эмиграцию, другим, наоборот, давали большие срока и некоторых из них «гуманно» меняли на своих шпионов. Зато людей, о которых не было известно, главным образом в провинции, гнобили как хотели. Да и Запад в то время — особенно в период президентства Рейгана в США — был требовательнее и порядочнее. Сегодняшние западные «государственные мужи» втайне завидуют той неконтролируемой властью, которой пользуются ваши «избранники». Тогда даже французские президенты советским генсекам не завидовали.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:06:28

Что вы считаете успехом, из того, что вам удалось сделать в эмиграции для граждан СССР?

В эмиграции я плавно перешла из самиздата (который был моим главным занятием в СССР) в тамиздат. Была в редакции «Континента», «Русской мысли», до 1988 года делала передачи по радио «Свобода», была представителем редакции исторического сборника «Память», делавшегося в СССР и выходившего на Западе. Экземпляры наших изданий, пусть не очень много, но попадали в Советский Союз. Так что и как автор, и как редактор содействовала распространению среди граждан СССР свободного слова.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:06:02

Существует «Хроника текущих событий», «Полдень» даже выложены в электронном виде другие самиздатовские сборники. Имена участников репрессий, в том числе и врачей психиатрических больниц известны. Вы не жалеете, что после 91 года не была проведена люстрация или хотя бы прилюдное упоминание тех, кто занимался репрессиями и пытками?

Жалею, конечно. Прилюдное упоминание совершенно необходимо, и люстрация в вопиющих случаях — тоже.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:05:14

Разве диссидентское движение было однородным? Какое место в нем занимала правозащита?

Движение было очень неоднородным. В него входили и национальные движения, и преследуемые религиозные группы, и те, кто требовал свободы эмиграции, и те, у кого былв какая-то политическая программа, и те, кто пытался создавать независимые профсоюзы. Но правозащитники всех объединяли, были как бы «клеем» оппозиции.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:04:47

Наталья Евгеньевна, многие политические заключенные в СССР, не дожили до его конца. При этом, как Анатолий Марченко своей смертью приблизили времена перемен. Какие настроения, обсуждения существовали в этой среде, что люди сознательно отказывались от спасения и шли на гибель? Это фанатизм, вера, упрямство?

Это опять-таки дело совести. Но в какой-то степени и упрямства. Толя Марченко был очень упрямым человеком. Но никак не фанатизм. А «вера»? Известно же, каков был любимый тост в наших кругах: «За успех нашего безнадёжного дела…»

Георгий Табидзе 17.03.2012 | 14:37:29

Извечный вопрос: Неужели вам свобода чехов и словаков была дороже собственной жизни и собственного здоровья?

Дело было не в одной только свободе для чехов и словаков, дело было в стыде за себя, за то, что, промолчав, не нарушишь «всенародного одобрения братской помощи». То есть в стыде и совести. Иногда я говорю, что демонстрация была актом почти эгоистическом: выразить протест (на главной площади страны!) и получить чистую совесть.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:03:20

Наталья Евгеньевна, а была ли опасность, что о вас никто не узнает не в СССР ни на Западе? Вы как-то позаботились о публичной огласке?

Лариса предупредила кого-то из западных корреспондентов о демонстрации (кого конкретно, не знаю). Андрей Амальрик потом очень сердито говорил, что она им сказала неправильное время, но этого никак быть не могло. Подозреваю, что тот, кому она сказала, просто струхнул (всё-таки Касная площадь – тогда это было впервые).

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:02:56

25 августа 1968 года где вы встретили и как добрались до Красной площади? Почему вас не арестовали раньше, еще по дороге?

О том, как я добиралась, написано в книге «Полдень»: на трамвае до метро «Каснопресненской», а оттуда с коляской пешком. За мной в то время, насколько я понимаю, слежки не было. Из участников демонстрации обычно была слежка за Ларисой Богораз и Павлом Литвиновым. Им удалось от нее уйти. О том, что будет демонстрация, знали в Москве несколько десятков человек. Но гэбисты об этом так заранее и не узнали.

Марк Салонцев 17.03.2012 | 14:35:08

Наталья Евгеньевна, когда вы готовили акцию на Лобном месте, вы понимали, чем это может обернуться? Или надеялись избежать задержания и побоев в КГБ?

Ну, разумеется, понимали. Но (говорю за себя) я не видела другой формы протеста:никакое открытое письмо тут не годилось. Я, кстати, никогда не участвовала в демонстрациях на Пушкинской площади, проходивших начиная с 5 декабря 1965 года. Просто демонстрация была не моим способом выражения: я сидела за машинкой. А тут почувствовала, что это мой единственный способ выразить протест.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:01:13

Кстати, почему Вы и ваши товарищи были уверены, что СССР введет войска в ЧССР. Какое известие для вас сделало это очевидным?

Тут есть довольно интересный момент. Мы помнили опыт Венгрии 1956 года и довольно долго были почти уверены — подчеркиваю: «почти», — что СССР введет войска. Странным образом, наша уверенность уменьшилась в три первые недели августа. После двух встреч чехословацкого руководства с главарями стран Варшавского договора (в Братиславе и Черне-на-Тисе) нам показалось, что, может быть, всё обойдется. Это, конечно, было крайне наивно. Надо сказать, что в эти же недели уменьшилась и информация: из московских киосков пропали чехословацкие газеты, которые до того свободно там продавались. Тем неожиданней оказалось вторжение.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 19:00:32

Кстати, они выступали и на Лобном месте, их, конечно сразу скрутили, но тогда обошлись. Не в пример мягче, чем с Вами. Как Вам кажется, почему спустя почти полвека, публичное выступление на Лобном месте по-прежнему заканчивается задержанием?

Ну, в отличие от этих девочек, мы были не «на» Лобном месте, а на тротуарчике вокруг него. «Спустя почти полвека»… — да, но думаю, что лет 15 назад подобное выступление вряд ли кончилось бы задержанием. Прибавлю, что меня, конечно, тронуло, что, выйдя на Лобное место, девочки использовали наш лозунг «За вашу и нашу свободу!».

Тимур Олевский 25.03.2012 | 18:57:42

Я бы хотел вслед за ним вернуться в наши дни и спросить? Как вы относитесь к акции группы Pussy Riot в Храме Христа Спаситела? Это на ваш взгляд было допустимо? А есть ли у Вас ощущение, что девушки вскрыли какую-то очень важную запретную тему в нашем обществе?

Акция Pussy Riot не привела меня в восторг, но и не возмутила. Мне в ней (как и в предыдущей их акции, о которой вы спрашиваете дальше) почуялась некоторая инфантильность. Она, в частности, очень ощутима в их эпатажной лексике. Тем не менее это нормальный хэппенинг, каких на Западе бывает немало. Да и охрана их отпустила. Но теперь три девочки арестованы, и им угрожают 7 (семью!) годами заключения. Тут, конечно, возникает необходимость за них заступиться.

Александр Галинский 18.03.2012 | 08:20:39

Как вы считаете, сильно ли изменились люди в стране, спустя столько лет?

Люди, в общем-то (и это относится не только к России), мало меняются (если говорить в целом, о массе) — меняются обстоятельства, а люди либо прилаживаются к обстоятельствам, либо задавлены ими, либо им противостоят. И когда обстоятельства полегче — противостоящих побольше.

Тимур Олевский 25.03.2012 | 18:54:32

Здравствуйте, Наталья Евгеньевна! Меня зовут Тимур Олевский, я журналист «Эхо Москвы» и журнала «Дилетант». Благодарю Вас за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы. Заранее извиняюсь, если некоторые покажутся вам банальными или чересчур повторяющимися. Тема нашей публикации – легендарная «демонстрация семерых», 68 года, но начать я бы хотел c другого: Как вы думаете, что Вам самой важнее, ваша правозащитная деятельность или стихи и проза, которые вы пишете и написали и нет ли ревности у Горбаневской – поэта – к Горбаневской – диссиденту?

Знаете, это же всё я, я одна, на «поэта» и «диссидента» не делюсь, так что никакой ревности быть не может.