
Николай Леонов
родился 22 августа 1928 г. в с. Алмазово Горловского района Рязанской области; окончил МГИМО в 1952 г.,
Осенью 1962 года СССР и США оказались как никогда близко к развязыванию глобальной войны. Советские ядерные ракеты были размещены «под брюхом» Соединённых штатов, на Кубе. Американские стратегические вооружения были развернуты на территории Турции и Италии: ракеты с ядерным зарядом могли меньше чем за четверть часа долететь до крупнейших городов СССР и США. О том, как развивался кризис, получивший название по Карибскому бассейну, и что происходило между странами, мы попросили рассказать бывшего Замначальника советской разведки, доктора исторических наук, специалиста по Латинской Америке Николая Леонова.
Вопросы задавал Андрей Позняков

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:04:30
Ощущался ли в Мексике ужас перед возможностью ядерной войны в то время?
Я видел сам панику со стороны граждан Соединенных Штатов. Никто, конечно, не стал бы палить по Мексике, по другим странам, но я видел в Мексике (я там работал), как десятки, сотни тысяч американцев бросились бежать из южных штатов США в надежде пережить возможный ядерный конфликт. Это были колоссальные караваны машин. Останавливались иногда в голом поле, без водоснабжения, без санитарных условий, это была паника. Слава Богу, что эта критическая фаза достаточно быстро миновала, и они вернулись. Но паника среди американцев была огромная.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:04:12
Вы ведь работали тогда в Латинской Америке. Как в соседних странах реагировали на эти события?
1962, 1963, 1964 годы были годами, кода Латинская Америка была не похожа на современную Латинскую Америку. Это была Латинская Америка, которая исключила Кубу своими голосами из организации американских государств. Почти все страны, большинство латиноамериканских стран порвали отношения с Кубой. Они все выстроились в одну шеренгу по указанию США. Почти все они выражали осуждение в адрес Кубы, кроме одной страны, речь идет о Мексике. Мексика не порвала отношения при всех своих нелицеприятных высказываниях в адрес Кубы. Но тогда в большинстве стран были диктаторские режимы, а многие страны вообще предоставляли свою территорию для антикубинских акций. Никарагуа, под руководством Самосы, диктатора тогдашнего, предоставила свою территорию и порты для обучения и концентрации бригады наемников, которая высадилась на Плайя-Хирон. Так что тогда доминировало осуждение Кубы, а сейчас Латинская Америка изменилась полностью. Правильно Фидель однажды сказал, что после Плайя-Хирон, после разгрома этой бригады американской, вся Латинская Америка стала чуть-чуть свободнее. А сейчас в Латинской Америке ни в одной стране нет диктаторского режима, никаких Пиночетов, Самосы, Трухильо, который был в Доминиканской Республике. В подавляющем большинстве стран — нормальные демократические избранные правительства. Куба тогда была в изоляции, а сейчас является председателем сообщества латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. То есть вся Латинская Америка, по существу, находится под председательством Кубы сейчас.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:03:55
Можно ли назвать Советский Союз победителем в этом кризисе?
Я думаю, нет. Потому что мы, вроде, никакой победы не одержали, внешне выглядели, как страна, потерпевшая неудачу в этой операции. Когда плыли наши корабли с ракетами на борту и вынуждены были снимать брезент с этих ракет, а американцы летали, фотографировали и, грубо говоря, куражились, то внешне создавалось впечатление, что мы струсили, ушли оттуда. Но если говорить объективно и серьезно, не будучи ангажированными какими-то интересами США, мы должны сказать, что компромисс был взаимовыгодным. И говорить о победителях можно только в одном ключе: победил Фидель Кастро. Он оказался единственным, кто сохранил революцию, кто не разрешил проводить никакой инспекции на территории Кубы, сохранил свой престиж, суверенитет и независимость в абсолютно незапачканном виде и плевал и на тех, и на других. До сих пор остался единственный в живых и здоровых. Кеннеди убили в шестьдесят третьем году в большой степени за его, якобы, нерешительность в подавлении Кубы. Хрущева убрали через год — в шестьдесят четвертом за то, что он подверг такой страшной опасности Советский Союз, а Фидель остался в выигрыше.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:03:34
Как Вы оцениваете итоги кризиса, в частности, соглашение о выводе ракет из Турции? В советской историографии это представляется, как победа дипломатии.
Американцы вывели свои ракеты «Юпитер» с территории Турции и Италии. Это факт. Единственное, о чем просили тогда американцы, это не предавать этот факт огласке. Американцы очень заботились о своей репутации, и им было невыгодно представать перед общественным мнением, как страна, которая пошла на такую торговую сделку: вы отсюда уходите, а мы оттуда увозим. Они сказали, что выведут эти ракеты, но без шума, не привлекая внимания общественности, так они и сделали.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:03:18
Хочется вернуться к пику кризиса, 27 октября. Что, по-вашему, позволило его разрешить: личные качества Кеннеди, Хрущева, дипломатия сыграла свою роль, или военные?
Американские военные требовали нанесения удара, наши, естественно, прибывали в серьезной задумчивости. Я думаю, что страх поселился в сердцах наших политических и военных руководителей, потому что потенциалы двух стран несоизмеримы, а, особенно, в той зоне Карибского бассейна в районе Кубы. Установленный карантин Кубы, то есть цепь кораблей США, которые не пропускали наши суда туда, говорил о том, что мы, по существу, со своими вооруженными силами, а их там было 45 тысяч человек, и наша ракетная дивизия, которая стояла со своими установками, — они были практически в американском окружении. Естественно, единственная форма военных действий — если не капитулировать, то применить имеющиеся ядерные боеприпасы для самозащиты, это означает войну. Поэтому мы не видели выхода из этой ситуации, кроме как дать согласие на вывоз этих ракет с Кубы и возвращение их в СССР. Мы не могли ничем снабжать наши войска, наших ракетчиков, мы ничего не могли им туда больше доставить, это была отрезанная от нас часть наших вооруженных сил. И Кеннеди, и Хрущев понимали бессмысленность, бесперспективность, смертельную опасность ракетной войны, все понимали. По-моему, Кеннеди спросил тогда своих генералов: «Хорошо, Вы настаиваете на нанесении удара по Кубе, но гарантируете ли Вы мне, что ни один ядерный боеприпас не упадет на территорию США?». Американские генералы потупили глаза и замолчали, он сказал: «Я никогда не войду в историю, как американский президент, который допустил ядерный удар по Америке». Я думаю, он тоже был глубоко прав. Здесь здравый смысл и реальная ситуация вместе продиктовали необходимость того компромисса, который был достигнут.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:02:55
Как Вы считаете, это было, скорее, эмоциональное решение или Хрущев действительно рассчитывал такой эффектный ход сделать, чтобы добиться результата?
Это решение было и таким, и таким. Говорить, что это было эмоциональное решение, можно, опираясь на известную фразу Никиты Хрустальная. Он сказал перед своими товарищами по Политбюро: «А мы засунем ежа в штаны Соединенным Штатам», эта его формула вошла во многие воспоминания. Но, с другой стороны, это был достаточно трезвый расчет, других-то средств защитить Кубу нет и не будет, Куба будет подавлена, безусловно. А учитывая то, что произошло спустя столько десятилетий после этого кризиса, могу сказать, что его расчет оказался не совсем пустым. Ведь американцы дали свое обязательство не вторгаться своими силами на территорию Кубы, и они его выполнили. Куба-то стоит, через некоторое время, на Новый год, она будет отмечать 55 лет своей победы. Значит, он был в чем-то прав. Так что тут одной краской мазать нельзя, было много эмоций и много расчета.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:02:34
Получается, что Хрущев спровоцировал этот кризис и он несет ответственность за него?
Не совсем так. Как во всех дорожно-транспортных происшествиях, виноват тот, кто ударит машину другого водителя, но, в первую очередь, виноват тот, кто создал аварийную обстановку. «Аварийную обстановку» в зоне Карибского бассейна создавали США, потому что никак они не хотели примириться с фактом победы кубинской революции. Они там потеряли колоссальную собственность, массу земель, никелевую промышленность и электростанции, отели… Конечно, они хотели силой вернуть себе это, создав очень напряженную и опасную обстановку. Хрущев достаточно авантюрным резким шагом решил сохранить «статус кво» и не позволить творить силовыми методами, утверждать «кулачное право» в районе Карибского бассейна. Эта была мощная проба сил двух сверхдержав. То, что действовал Хрущев в данном случае незаконно, нелегально, мы должны признать. Переброска велась секретно, но ведь американцы нас тоже никогда не уведомляли о расстановке своих ракет вокруг СССР. Хрущев планировал: перевезем ракеты секретно, а потом мыслилось, что он поедет на Кубу 7 ноября 1962 года, по случаю 45-летней годовщины Великой Октябрьской революции, и там будет подписано открытое соглашение о размещении наших ракет. То есть совершившийся факт хотели оформить соглашением, но не успели, до 7 ноября мы «не дожили»: разразился этот ракетный кризис. Оправдывать Хрущева нельзя, но ведь он за это заплатил политической карьерой: его сняли с поста, и он был выброшен из советского руководства. Слишком велик страх, который пережило наше Политбюро.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:02:15
Что же тогда привело к столь опасному кризису?
К кризису опасному привела судьба кубинской революции. Попытка американцев силой задушить Кубу выразилась в высадке той бригады наемников в бухте Плайя-Хирон, и четко показала, что американцы способны задавить силой Кубу. Спасти Кубу другим путем мы не могли, у нас нет ни флота, ни армии. Поэтому родилась мысль поставить там ракеты среднего радиуса действия для защиты Кубы. Это была единственная возможность. Кубинцы, со своей стороны, считали, что если они разрешат разместить ракеты на территории Кубы, то это, в какой-то степени, уравняет военные потенциалы социалистического лагеря и капиталистического во главе с США. Эти два соображения и действовали тогда в головах наших ведущих лидеров. Мы стали устанавливать наши ракеты летом 1962 года, через год с небольшим после операции с высадкой наемников на Плайя-Хирон. С этого момента начали создаваться предпосылки кризиса. Американцы, несмотря на свои хваленые разведывательные органы, ЦРУ и др., обнаружили наши ракеты только в начале октября 1962 года. С этого момента мы можем говорить о том, что начинается ракетный кризис. Сведения о ракетах американцы получили, в первую очередь, из аэрофотосъемки, причем они занимались этой съемной незаконно и цинично, прямо летая над территорией Кубы. Вот тогда они стали отслеживать весь процесс подготовки стартовых позиций для советских ракет, и каждый раз взвинчивался градус напряженности в мире в отношениях между СССР и США, и Кубой, соответственно. По-моему, началом можно считать 15, 16, 17 октября 1962 года — острая фаза кризиса, когда уже американцы точно убедились, что ракеты стоят и что-то надо делать.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:01:51
С какого момента Вы бы начали отсчет этого кризиса: с размещения ракет в Турции или, может, с размещения советских ракет на Кубе? Какая версия Вам ближе?
Версия, самая близкая к действительности, по-моему, эту версию большинство разделяет, такова: кризис не начался с размещения американских ракет «Юпитер» в Турции, в Италии. Советские люди, да и сейчас россияне, привыкли жить под реальной угрозой американских ракет. Их флот всегда ходит ближе всего к нашим берегам. Естественно, их флот в несколько раз по боевой мощи превосходит наш, даже сейчас подводные лодки у них и у нас — есть приличная разница, авианосцев у них десяток, у нас — ни одного. Пожалуйста, на любой самолет, вешай ядерные боеприпасы и кидай. Так что перевес их военный во все времена был исключительно велик. Поставить «Юпитер» там или здесь — это не меняло стратегического соотношения сил.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:01:23
А что касается ставших уже хрестоматийными кадров обращения Кеннеди, учений и подготовки к ядерной атаке, — это была скорее политика, или на тот момент опасения были реальнее?
Нет, это была серьезная, как говорят, война нервов, война взаимных угроз, их было полно. Обратите внимание, что Кеннеди — единственный, кто мог отдать приказ о начале военных действий американским вооруженным силам, даже не отдавал никогда приказы атаковать советские суда, которые шли на Кубу. Он объявил о введении морского карантина Кубы. Слово-то какое было придумано — «карантин», не боевые действия, а остановить, досмотреть, но не применять силу. Американские самолеты летали на бреющем полете над нашими судами, но не делали попыток атаковать их. Самый тяжелый момент был, когда 27 октября наши советские ракетчики противовоздушной ракетой сбили американский разведывательный самолет U-2 над Кубой. Казалось бы, все: мы применили оружие, сбили американский самолет, и в этот момент американцы проявили, я имею ввиду Кеннеди, большое хладнокровие и выдержку, не отдали приказ о немедленном ответе подобным же средством, проглотили даже сбитый свой самолет U-2. Только потому что знали, что через некоторое время ситуация должна будет разрядиться. Воевать из-за ситуации на Кубе было бы преступлением против всего человечества.

Diletant.ru 18.12.2013 | 01:00:50
Насколько реальна была угроза начала ядерной войны во время Карибского кризиса?
Угроза действительно была очень высокой. Но ситуация для многих здравомыслящих людей представлялась не столь уж фатальной, как представляют ее иногда журналисты. Все понимали, в том числе руководители государств, что ядерной мировой войны из-за Кубы развязывать серьезные политические деятели не станут. Потому что не стоит, как говорят, этот остров такого риска для мировой цивилизации. Мировая ракетно-ядерная война вполне вероятно могла кончиться гибелью земной цивилизации. Поэтому, несмотря на то, что риск был страшно велик, этот риск скорее исходил от военных, особенно от американских военных, про которых иногда саркастически говорят: «у них не голова, а атомная головка». Эти военные отчаянно требовали от Кеннеди, чтобы он дал приказ о нанесении воздушного и десантно-морского удара по Кубе. Это, естественно, было бы встречено ядерным ответом, тут даже сомневаться не стоит. Риск, с точки зрения среднего звена и вторичного звена руководителей, был очень велик. Тогда такая версия о возможности несанкционированного развязывания ядерной войны именно военными достаточно широко гуляла в мире, потому что не все ядерные боеприпасы находятся в абсолютной, полной и гарантированной сохранности под контролем государств. Были случаи потери ядерных боеприпасов с американских самолетов, англичане тогда сделали прекрасный фильм под названием «Доктор Ноу», где как раз была разработана версия несанкционированного сброса ядерных боеприпасов. Но с точки зрения глобальной политики, я имею ввиду высший уровень государственной ответственности, война, конечно, не представлялась возможной.
