Материал подготовила Ольга Кузнецова
Партия социалистов-революционеров (ПСР, партия с.-р., эсеры) — революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Входила во Второй интернационал. Год основания: 1902.
Партия социалистов-революционеров создана на базе ранее существовавших народнических организаций и занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Её судьба была драматичней, чем судьба других партий.
Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 год. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для населения были её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.
Геннадий Гудков, политик
Я думаю, что в тот момент у эсеров были определенные шансы прийти к власти, но не более того. Трагедией России является непонимание царём политической ситуации, которая сложилась в стране в начале XX века. Если бы царь в этот момент отрёкся от престола, у России и у мира появился бы шанс на менее кровавую и менее трагичную историю. И тогда бы народ уже разобрался, какую партию поддерживать, кого выбирать. Был бы запущен механизм коллегиального управления страной, когда царь царствует, но не правит. Если бы эсеры пришли к власти, им в любом случае необходимо было менять систему власти и механизмы управления.
Без изменений история бы повторилась, может быть только с некоторыми вариациями, даже если бы эсеры получили власть. Все, кто получает власть, сталкиваются с практическими задачами, которые необходимо решать каждый день. И эсеры также были бы вынуждены действовать по определённому понятному и единому алгоритму. А дальше столкнулись бы с теми же самыми проблемами, что и большевики и начали бы их решать. Да, конечно, вариации есть. Понятно, что эсеры были настроены менее жёстко. Однако, неизвестно, как бы дальше стала развиваться история, поскольку существовали объективно сложные условия в стране, которые требовали определенной реакции.
![]()
Николай Сванидзе, журналист и историк
Я думаю, что прийти к власти эсеры могли. Они могли это сделать, но только не в 1902 году. Тогда партия фактически была разделена на легальную, которая занималась легальной политической борьбой, и на боевую организацию, в которой были свои герои, свои мученики, которые бросали бомбы в царских министров. Но тогда партия не имела возможности прийти к власти. А вот после революции, когда были выборы в Учредительное собрание, эсеры действительно набрали больше всех голосов. Это была самая популярная партия в России, это была крестьянская партия. Фактически Ленин у них украл свою крестьянскую программу. И тогда, если бы всё шло легально и легитимно, если бы Владимир Ильич Ленин не разогнал Учредительное собрание, то, конечно, эсеры были бы у власти. И тогда история могла бы развиваться совершенно по-другому. На мой взгляд, хуже быть не могло, чем было в реальности, поэтому так или иначе, наверное, было бы лучше.
![]()
Андрей Левандовский, историк
Партия эсеров никогда большой численностью не обладала — 100, 200, 300 тысяч человек. Для многомиллионной России это не так много. Партия не очень хорошо организованная, с массой внутренних разногласий, с отсутствием той железной дисциплины, которая была у большевиков. В
Но стоит обратить внимание на то, что эсеры к власти не стремились. Они же в самом начале Февральской революции возглавили Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Это грандиозная сила. Эсеры мог бы захватить власть в любой момент. Но они сознательно от власти отказывались. У них была та же самая позиция, что и у меньшевиков — революция буржуазная. А после большевистского переворота у эсеров уже не было шансов получить власть. Они большевикам стали уступать по всем параметрам. То есть можно сделать вывод — до Октябрьской революции эсеры к власти не стремятся, а после они просто бессильны.
![]()
Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко»
Если бы у эсеров была возможность прийти к власти в 1902 году, они бы, наверное, ей воспользовались. Но эсеры, конечно, не пришли бы к власти, потому что государство было достаточно сильное в 1902 году. Оно силу показало и потом в 1905, когда не дало революционерам себя уничтожить. Но если бы эсеры все-таки взяли власть, неважно, в 1902 году или в 1905, или даже в 1917, то они бы создали какую-то разновидность террористического государства. Может быть, не такого страшного, как большевики, поскольку у них были более демократические взгляды и лидеры. Но всё равно они ведь начали свою деятельность с терроризма. В 1902 году эсеры организовали первое громкое покушение и убийство. И мы в первую очередь знаем эсеров не по их программам. Они получили широкую известность благодаря крупной разветвлённой боевой организации, которая убивала людей. Их политика была основана на крови.
И сколько бы эсеры ни писали в своих программах про демократию, если люди считают, что кровопролитие возможно для достижения политических целей, то, придя к власти, они бы неизбежно стали проливать кровь в массовом масштабе, для того чтобы удержать свою власть. Что касается программы эсеров, она была утопической. Это была такая аграрная утопия. Для того чтобы эту утопию реализовать, скорее всего им бы потребовалась власть. И не просто власть, а власть, подкреплённая террором, к которому они были так склонны. Кроме того, это ещё была программа аграрной консервации России. Она предполагала, что землю поделят между крестьянами. Это правильно было бы сделать.
Однако программа предполагала также запрет на продажу земли, а это значит, что не создали бы и рынок земли. И соответственно не было бы притока сельского населения в города. То есть их программа обрекала Россию на отсталость и не позволила бы провести эффективную индустриализацию. Кроме того, эсеры планировали безбуржуазный путь развития, то есть они отрицали вообще буржуазию как класс. Какими бы методами они её подавляли, находясь у власти, мы не знаем. Скорее всего, примерно такими же, как и большевики. Не давая возможности развиваться буржуазии, эсеры бы отбросили Россию с магистрального пути развития. Так что я не испытываю никаких иллюзий по поводу потенциала эсеров в начале прошлого века.
