Рудольф Нуриевгений танца
«Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально», — эти слова определяли его творчество. Он летал, замирал в воздухе, был стремителен, грациозен, темпераментен. Каждое его движение, каждая поза были совершенством. Он станцевал все лучшие мужские партии. Он родился, чтобы стать гением балета. И даже когда ничего не знал об этом искусстве, интуитивно тянулся к тому, что было связано с музыкой и танцем.
Детство Рудольф Нуриев провел в Уфе, там же начал танцевать. Все, кто видел, как танцует этот диковатый мальчик, понимали, что его ждет незаурядное будущее на сцене. Из Уфы Нуриев уехал в Ленинград — самый балетный город — поступать в хореографическое училище. Его первой сценой стал театр им. Кирова, ныне Мариинский. И в течение трех лет, что он будет солистом этого театра, на его спектакли неизменно приходили поклонники. В 1961-м году, 16 июня, Рудольф Нуриев, находясь на гастролях во Франции, принимает решение остаться в Европе. Журналисты окрестили этот дерзкий поступок Нуриева «прыжком к свободе»: он в буквальном смысле, извернувшись из окружения агентов КГБ, прыгнул к полицейским во французском аэропорту со словами «Я хочу быть свободным». Так он стал невозвращенцем, перебежчиком и, конечно, врагом. И полгода спустя Рудольфа Нуриева советский суд заочно приговорил как предателя Родины к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима. А на Западе началась волна «рудомании».
Рудольф Нуриев начал танцевать в Королевском балете Лондона. И одной из его больших творческих удач была встреча и сотрудничество с Марго Фонтейн. Это был поразительный по силе и красоте дуэт двух абсолютно равных по таланту артистов. К тому же это были две родственные души. Они много гастролировали, для них специально ставили спектакли. В октябре 1964 в Венской опере они танцевали «Лебединое озеро», и зрители в упоительном восторге вызывали их на сцену восемьдесят девять раз.
Рудольф Нуриев работал во Франции, Штатах, Австралии, приезжал и на родину. В 1982-м получил австрийское гражданство. В 1984-м у него диагностировали ВИЧ. Он продолжает выступать, ставит спектакли, лечится и верит, что болезнь можно излечить. Но в начале 90-х ВИЧ состояние резко ухудшается, и становится ясно, что исцеления не будет. Он умер в Париже 6 января 1993-го. Ему было 54 года.
