Альфредо Стресснер: забытый президент

По материалам из открытых источников

Альфредо Стресснер – генералиссимус, друг доктора Менгеле, человек, который более 30 лет правил Парагваем, олицетворяющий собой все самое жуткоев том, что называется «военной диктатурой». Для благодарных парагвайцев Альфредо Стресснер был символом мира, свободы и благосостояния, для остальных — символом военной диктатуры и коррупции.

Альфредо Стресснер родился в семье баварского иммигранта Гуго Стресснера и его жены Эриберты 3 ноября 1912 года в городке Энкарнасьон, одном из центров немецкой общины Парагвая. Отец Альфредо был владельцем одной из самых популярных пивоварен в Парагвае. Мать вела хозяйство и воспитывала детей. Первенцу Альфредо отец надеялся передать свое дело. Однако у Альфредо были другие планы. Жить в захолустном Энкарнасьоне и следить за семейным делом молодой человек не желал. В 17 лет он объявил отцу и матери, что намерен поступать в военное училище. Избрание военной карьеры сулило молодому парагвайцу недолгую и не слишком счастливую жизнь, но Альфредо Стресснер оказался намного удачливее многих своих однокашников.

Молодой Альфредо Стресснер

Почти сразу после окончания учебы (кроме военного училища в Асунсьоне он закончил и академию в Рио-де-Жанейро, в соседней Бразилии) лейтенант Стресснер оказался на передовой. В 1932 году Парагвай вступил в кровопролитную войну с Боливией за обладание районом, который, как утверждали геологи (совершенно несправедливо, как оказалось позже), был богат запасами нефти. Война завершилась в 1935 году победой Парагвая вообще и Альфредо Стресснера в частности. Его отметили командиры, и он быстро начал подниматься по карьерной лестнице. В конце 1940-х годов в Парагвае вспыхнула гражданская война. К этому времени Альфредо Стресснер уже имел звание подполковника и командовал артиллерийским полком, который, не долго думая, предоставил в полное распоряжение одной из сторон — партии «Колорадо». Война была одной из самых тяжелых в истории Парагвая. Из страны в соседние государства бежало до трети населения. Тысячи человек погибли от рук «цветных», которые после своей победы начали уничтожать недобитых соперников. Во всем этом участвовал Альфредо Стресснер, который за свои старания получил звание бригадного генерала, став самым молодым генералом во всей Латинской Америке. А в 1950 году, когда уже в самой правящей партии разгорелась борьба за власть, он встал на сторону одного из ее лидеров, доктора Федерико Чавеса, который, став президентом, отблагодарил Альфредо новым званием и должностью главнокомандующего вооруженными силами страны. Доктор Чавес, как свидетельствует история, был не первым и не последним латиноамериканским президентом, у которого появились причины сожалеть о том доверии, которое он возлагал на своего ближайшего военного советника. 5 мая 1954 года Альфредо Стресснер возглавил переворот, сверг Чавеса и через несколько месяцев объявил себя президентом страны. То есть формально президентом его объявила правящая партия «Колорадо», однако к этому времени он успел сделать все, чтобы все его противники из числа партийных боссов либо покинули страну, либо оказались на кладбище.

1955 год. Альфредо Стресснер — президент Парагвая.

Надо отдать должное Стресснеру. Именно при нем Парагвай из страны, в которой даже в столице не было водопровода, превратился в более или менее стабильное государство с более или менее приличным доходом на душу населения». Экономическому развитию страны способствовали два обстоятельства. Первым была непоколебимая приверженность Альфредо Стресснера Соединенным Штатам. Он доказывал ее множество раз, а особые симпатии заслужил после того, как отправил парагвайские войска в помощь американцам во время их вторжения в Доминиканскую Республику. Позже Стресснер стал другом почти всем диктаторским режимам Латинской Америки (за исключением тех стран, что граничили с Парагваем). В обмен на поддержку Соединенные Штаты взяли Парагвай на довольствие.

Второе обстоятельство — строительство совместно с Бразилией единственного, но необыкновенно масштабного гидротехнического сооружения, ГЭС Итаипу на реке Парана. В один момент Парагвай из беднейшей страны континента превратился в крупного экспортера электроэнергии. На эти средства страна живет до сих пор.

Стресснер любил себя и не скрывал удовольствия, называя своим именем школы, больницы, дороги, аэропорты и даже города. На центральной улице парагвайской столицы Асунсьона каждый вечер зажигался огромный неоновый плакат: «Стресснер: мир, работа, благосостояние». Приезжавших удивляло не то, что они на каждом шагу видели портреты генералиссимуса Стресснера, а то, что кое-где эти портреты отсутствовали. Кстати, отсутствие портрета президента в нужном месте вполне могло быть сочтено преступлением, проявлением «интеллектуального терроризма», который в стране карался так же строго, как и терроризм обыкновенный.

Монета с изображением генерала Стресснера

Почтовая марка

По сведениям многих историков, именно Стресснеру пришла в голову грандиозная идея объединить усилия властей нескольких латиноамериканских стран для борьбы с коммунизмом. Это было начало знаменитой операции «Кондор», в которой участвовали представители секретных служб Парагвая, Чили, Уругвая, Аргентины и прочих латиноамериканских диктатур. Задачей операции было физическое уничтожение коммунистов и социалистов. С задачей спецслужбы справлялись вполне удачно. Будучи лидером антикоммунистического движения в регионе, Альфредо Стресснер мог себе позволить быть неполиткорректным. Как позже вспоминали отставные американские дипломаты, властям США было необыкновенно трудно не замечать очевидных пронацистских взглядов Стресснера, однако, поддерживая борьбу с международным коммунизмом, они их прощали.

Альфредо Стресснер и Аугусто Пиночет

Именно во время правления Стресснера Парагвай превратился в настоящий заповедник нацизма. Здесь некоторое время жил главврач Освенцима доктор Йозеф Менгеле, которого многие называли чуть ли не личным другом диктатора, здесь же нашли весьма комфортабельный приют и другие беженцы из Германии общим числом 200 тысяч человек. Стресснер укрывал не только беглых нацистов, но и своих менее успешных коллег. В Парагвай бежал от сандинистов никарагуанский диктатор Анастасио Сомоса, здесь доживали свой век многие экс-президенты, которых отказывались принимать другие страны.

Формально Стресснер не был диктатором. Раз в пять лет он проводил президентские выборы, каждый раз побеждая на них, и благодаря этому имел возможность добавлять к своему имени титул, которого не имели большинство из его друзей-диктаторов, — «конституционный президент республики». Действовал парламент, в котором заседала правящая партия «Колорадо», штамповавший все решения президента, который до поры до времени оставался богом для своих министров, сенаторов и прочих чиновников, партийных и государственных. Однако бесконечно это продолжаться не могло.

Проблемы у Стресснера начались в начале 1980-х годов. Первым признаком того, что Стресснер теряет контроль за страной, стало громкое политическое убийство. В центре столицы средь бела дня террористы убили уже упомянутого Анастасио Сомосу, бывшего личным другом генералиссимуса Стресснера. Преступников не нашли. Власти Парагвая обвинили во всем сандинистов, правивших тогда в Никарагуа. Тем не менее газеты всего мира отметили это как признак того, что дни режима Стресснера сочтены.

Парагвай Стресснера был одной из самых коррумпированных стран мира, однако всеми благами коррупции пользовались только члены семьи президента и его друзья. В правящей партии и даже в правительстве росло число недовольных. В стране, которую Стресснер называл самой спокойной в Латинской Америке, начались выступления протеста, которые уже невозможно было утихомирить одними репрессиями.

Наконец против Стресснера обратились все. Бизнесмены начали требовать более четких и прозрачных правил ведения дел, военные возмущались привилегированным положением, которым в армии пользовались родственники Стресснера, американцы в 1984 году намекнули Стресснеру на необходимость уйти в отставку (Рональд Рейган официально внес Парагвай в список диктаторских режимов), высокопоставленные члены партии «Колорадо» жаждали власти.

3 февраля 1989 года верный соратник и родственник Стресснера генерал Андрес Родригес возглавил бескровный переворот, в ходе которого диктатор был арестован. Через несколько дней Стресснер и его семья отправились в изгнание в Бразилию, а Родригес стал новым президентом Парагвая — последним, пришедшим к власти неконституционным путем. Сменявшие друг друга режимы в Асунсьоне несколько раз требовали выдачи Стресснера для предания суду по обвинению в коррупции и нарушениях прав человека. Однако бразильские власти, раз предоставив бывшему диктатору политическое убежище, отказывались выдавать его.

Одно из последних фото Альфредо Стресснера

Последние годы жизни Стресснер провел почти в полном одиночестве. Он умер 16 августа 2006 года от тяжелой, хотя и непродолжительной пневмонии. Скромная церемония, проходившая на одном из кладбищ бразильской столицы, могла ввести в заблуждение любого прохожего. Несколько старух в черном, родственники, немногочисленные друзья — всего человек шестьдесят, не больше. Не было ни военного оркестра, ни представителей власти. Ничто не говорило о том, что в последний путь провожают человека, который почти 35 лет безраздельно правил соседним государством, присваивая себе все новые ордена, а свое имя — все новым городам, школам, стадионам и университетам. Как писали потом журналисты, смерть самого великого и самого одиозного диктатора Латинской Америки, генералиссимуса Альфредо Стресснера Матиауды была настолько же незаметной, насколько заметной была его жизнь.

1970 год. Альфредо Стресснер и Франсиско Франко

Альфредо Стресснер и Хуан Перон

Стресснер и Перон

С аргентинским диктатором Хорхе Видела

Шарль де Голь и Альфредо Стресснер

С 39-м президентом США Джимми Картером во время визита в США

В США