Опубликовано: 01 сентября Распечатать Сохранить в PDF

Детские передачи

1Спокойной ночи, малыши!

Любимая всеми детьми передача создана в сентябре 1964 года и выходит в эфир по будням в 20:45 по местному времени на телеканале «Россия». В период с 1991 по 2001 год трансляция программы велась на телеканале «ОРТ», а с 2001 по 2002 год — на канале «Культура». В течение 1999 года, в связи с нехваткой места в эфирной сетке, передача в эфир не выходила.

Идея создания вечерней программы для детей зародилась в 1963 году, когда Валентина Федорова, в то время главный редактор программ для детей и юношества, увидела в ГДР мультипликационный сериал о приключениях песочного человечка.

В создании передачи принимали участие режиссеры Александр Курляндский и Эдуард Успенский. Музыка для заставки-колыбельной «Спят усталые игрушки» была написана композитором Аркадием Островским, стихи — поэтессой Зоей Петровой. Идея оформления заставки в виде пластилинового мультфильма принадлежит Александру Татарскому. Свои голоса колыбельной подарили Олег Анофриев и Валентина Толкунова.

Изначально создателями программы предлагались несколько вариантов ее названия: «Спокойной ночи», «Вечерняя сказка», «В гостях у волшебного человечка Тик-Так», «Сказка на ночь».

Первые выпуски программы состояли из картинок с закадровым текстом, которые впоследствии сменились кукольными спектаклями и небольшими пьесами, участниками которых были артисты Театра Сатиры и МХАТа.

Героями кукольных спектаклей были, заяц Тепа, Буратино, куклы Шустрик и Мямлик. Часто в качестве гостей передачи выступали дети 4−6 лет и театральные актеры, рассказывавшие сказки.

Современные герои программы появились на экране в начале 70-х годов. Хрюшу, изначально говорившего голосом старейшего работника программы Натальи Державиной, с 2002 года озвучивает Оксана Чебанюк. Актер Сергей Григорьев, вслед за Григорием Толчинским, подарил свой голос Филе. Образ Кракуши, озвучиваемой до 1998 года Гертрудой Суфимовой, теперь воплощает актриса Галина Марченко. «Мамой» Степашки является заслуженная артистка Наталья Голубенцева.

В качестве ведущих программы в свое время выступали Валентина Леонтьева, Ангелина Вовк, Юрий Григорьев, Владимир Ухин, Юлия Пустовойтова, Татьяна Судец и Дмитрий Хаустов. В настоящее время тройка постоянных ведущих состоит из Анны Михалковой, Оксаны Федоровой и Виктора Бычкова.

Кукол-героев программы вместе с их гардеробом хранят в специальном помещении и приносят в студию только на время съемок. Знаменитую четверку регулярно чистят, расчесываюи и переодевают, а иногда даже гримируют. Обновляют кукол примерно каждые три года. Недавно у передачи появился новый герой — Бибигон, а также соседи — зверушки.

2Улица Сезам

Улица Сезам (Sesame Street) — международная детская телевизионная образовательная программа, которая впервые вышла в эфир крупнейшей американской некоммерческой сети PBS 11 ноября 1969 года. Став фактически первым американским шоу, предназначенным специально для детей, Улица Сезам до сих пор остается самой успешной и популярной детской телепрограммой во всем мире (она транслировалась в 140 странах). Она дублирована на многие языки, к тому же для каждой отдельной культуры и страны создается отдельное шоу и адаптируется к традициям того государства, в котором оно идет. Первоначально целью передачи было расширить и обогатить опыт дошкольников и подготовить их к школе. В программе рассказывалось о городах и разных культурах, и она предназначалась прежде всего для так называемых детей из неблагополучных семей, которые часто приходили в школу менее подготовленными к чтению, чем их сверстники. В действительности же шоу оказалось популярно среди детей из самых разных социальных слоев. Такие постоянные персонажи, как большая Птица, Куки Монстр, Оскар-ворчун, Берт и Энни, стали любимыми детскими героями и знакомы с детства почти каждому.

Технический уровень Улицы Сезам все эти годы может служить образцом для создателей подобных программ: в шоу используется анимация, действуют кукольные герои и живые актеры, сюжеты отличаются юмором. Поскольку реклама знакома и нравится детям, Улица Сезам использует много приемов, характерных для рекламы (например: «Эту программу делали для тебя буква «Н» и число «6»). Музыкальные видеоклипы также повлияли на шоу: в нем встречается и эта форма. Короткие отрывки удерживают внимание детей и не дают оторваться от телевизора даже самым маленьким зрителям. Фактически даже младенцы до года регулярно смотрят Улицу Сезам. Практически все люди в разных странах мира, теперь уже взрослые, смотрели в детстве Улицу Сезам, а многие были ее любителями. Во многих странах это шоу показывают 3−4 часа в день по каналам PBS. Бывают периоды, когда 70−80% детей в возрасте от 2 до 5 лет смотрят его почти каждую неделю. Так что Улица Сезам стала одной из самых популярных в истории телевидения программ.

В программе много игры слов и сатиры, адресованной взрослым, которые смотрят программу вместе с детьми или слышат отрывки из телепередачи. Например, рок-группа кукол-насекомых поет о питании в песне Hey Food («Эй Еда»), сложенной на мотив песни «Битлз» Неу Jude. В передаче авторы подтрунивают и над взрослыми программами PBS. Так, один из постоянных сюжетов Улицы Сезам это «Театр ужасов», его главный герой — Куки-Монстр, одетый в смокинг (пародия на программу телекомпании PBS «Добрый вечер. Я — Элистер Куки»). Куки-Монстр знакомит детей с классическими произведениями о числах и буквах, среди которых «Старик и М», «Один полет над гнездом кукушки» и «Почтальон всегда звонит дважды». В пародии «Смертельное ору-жие-3» Мел Гибсон и Дэнни Гловер едва успевают отскочить от падающей на них бетонной цифры 3. Дети знакомятся с оперной музыкой, когда слушают птичий концерт «Нестрополитен опера». Популярные взрослые звезды — частые гости программы: такие знаменитые актеры и журналисты, как Джей Лено, Глен Клоуз, Кендейс Беджен, Барбара Уолтерс, Фил Донахью, Пол Саймон, Робин Уильямс, Мишель Обама, Холли Берри, Дэвид Бекхэм, Зак Эфрон, Кристен Белл, Джон Хэмм, Джозеф Гордон-Левитт, Стив Карелл, Мелисса МакКарти, Эрик Стоунстрит, Джек Блэк, Пола Паттон, Кэти Пэрри, Вупи Голдберг, Кэмерон Диаз, Кристина Эплгейт, Стиви Уандер, Сьюзен Сарандон, Натали Портман, Сет Грин, Сара Джессика Паркер, Адам Сэндлер и мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс побывали на улице Сезам. Взрослым, смотревшим шоу, еще, когда они были дошкольниками, часто кажется, что в нем есть много деталей, которых они раньше не замечали или на которые не обращали внимания. В этом отличие Улицы Сезам от шоу типа Barney and Friends («Барни и друзья») или Mister Rogers Neighborhood («Соседи мистера Роджерса»), которые не обладают никакой привлекательностью для взрослой аудитории. Такая особенность входит в задачи авторов, ведь дети узнают из программы гораздо больше, когда родители смотрят ее вместе с ними и обсуждают увиденное.

В передаче специально участвуют представители разных гендеров, рас, классов, этнических групп, что дает детям представление об образцовой социальной модели, причем гораздо более разнообразной и обладающей более высокими позитивными качествами, чем другие модели, предлагаемые коммерческим телевидением. Среди человеческих персонажей в шоу участвует много женщин и членов различных этнических групп, которые говорят о том, что они — люди, а не только члены отдельной социальной группы. Иногда обучающая программа посвящена какой-то одной теме, например, об испанской культуре, причем поются песни на испанском и английском языках, такие, как «Somos Hermanos» («Мы — братья»). А в следующий раз персонажи Улицы Сезам предпринимают поездку в Воронью резервацию в Монтану, чтобы познакомиться с особенностями коренной американской культуры. Была также подготовлена и выпущена в эфир передача о посещении Луизианы, где герои познакомились с культурой живущих там афро-американцев, их едой и музыкой.

Улицу Сезам смотрели не только все маленькие дети США, ее также чаще всего брали в качестве примера для исследований.

По мнению большинства родителей, их дети проявляют неослабевающий интерес к этой передаче, внимательно ее смотрят; дошкольникам шоу действительно нравится. Если говорить о более значительных эффектах и влиянии Улицы Сезам на уровень знаний ребенка, то есть данные, свидетельствующие о кратковременных эффектах: увеличивается словарь ребенка, ребенок обучается предварительным навыкам, необходимым для чтения, дети также учатся позитивным социальным умениям и установкам: так, например, после просмотра телепередачи у детей исчезают расистские установки и меняется поведение по отношению к детям другого цвета кожи. Более длительные эффекты не так очевидны, а некоторые исследования показали, что преимущества, которые по сравнению с контрольной группой имеют дети, смотревшие Улицу Сезам, исчезают через несколько месяцев или лет. Другие более современные долгосрочные исследования показывают, что постоянный просмотр Улицы Сезам в дошкольном возрасте позитивно коррелирует с оценками в школе по английскому, математике и естественным наукам, даже когда в ходе эксперимента проверяются ранние способности к языкам и уровень образования родителей.

Относительно просмотра детьми Улицы Сезам обнаружились некоторые интересные закономерности. Позитивные эффекты кажутся сильнее, если программа обсуждается с родителями или сопровождается обучением. Это предполагает, что среди прочего программа служит катализатором неформального образования в семье. Еще один интересный факт: Улица Сезам эффективнее помогала детям с более высоким социальным статусом. Печальная ирония состоит в том, что шоу в действительности увеличило разрыв в подготовке к чтению детей низкого и высокого социального статуса, хотя оно создавалось специально для того, чтобы этот разрыв сократить. Тем не менее, результат этот не был неожиданным, поскольку любое вмешательство, как правило, помогает тем, кто быстрее может к нему адаптироваться и более способен полностью воспользоваться тем, что оно предлагает.

Есть еще и другие позитивные эффекты. Дети — представители культурных меньшинств после просмотра Улицы Сезам сильнее гордились своей культурой, были увереннее в себе и выражали готовность к межличностной кооперации. Также после двух лет просмотра Улицы Сезам белые дети проявляли более позитивное отношение к детям других рас.

Со времени выхода Улицы Сезам в эфир прошло много лет, а эта телепередача не теряет своей популярности. Постоянно создаются новые серии, активно используются старые, все они появляются вместе как части единого шоу. Дошкольникам не надоедают повторы; в действительности их привлекает уже знакомое. Несмотря на то, что социальная тематика наиболее важна для Улицы Сезам, есть области, о которых в этой программе умалчивается.

3Телепузики

«Телепузики» (англ. Teletubbies) — детский телевизионный сериал. Производство BBC, Великобритания. Рассчитан на зрителей до 7-и лет. Собственно «телепузики» — четыре персонажа сериала — человекообразные плюшевые существа с антеннами на головах и телеэкранами на животе. Показ завершился 5 января 2001 года, в общей сложности было показано 365 серий.

Идея сериала принадлежала сотрудникам компании Ragdoll Productions Энн Вуд (Anne Wood) и Эндрю Дэвенпорту (Andrew Davenport), создавших его концепцию в 1995—1996 годах. Как сказал Дэвенпорт, история «Телепузиков» началась, когда он поделился с Вуд мыслями о своём проекте нового сериала для младших школьников, в котором два космонавта NASA, словно маленькие дети, вынуждены постигать азы жизни на другой планете. При разработке концепции «Телепузиков» авторы, кроме прочего, черпали идеи из старых английских телевизионных программ, начиная с детских сериалов 1950-х годов и заканчивая «Шоу Бенни Хилла». Концепция сериала также вобрала в себя все знания Вуд в области обучения дошкольников.

В результате более чем двухлетней работы над соединением множества идей в единое целое авторы остановились на образах четырёх существ, одновременно похожих на плюшевых медведей и маленьких детей, — телепузиков. Первоначально сериал должен был называться «Телемишки» (англ. Teleteddies). По словам Вуд, один из «прообразов» героев сериала, плюшевый медведь — это единственная игрушка, которая нравится всем детям.

Наличие у телепузиков антенн и мониторов и присутствие в сериале говорящих машин должно было, по задумке авторов, отражать восприятие современного мира маленькими детьми. Яркие цвета главных героев привлекали внимание детей и позволяли им легко узнавать каждого телепузика.

Сериал предназначался для детей, «проходящих ключевые стадии языкового развития, поэтому программа делала акцент на музыке, ритме, временны́х и пространственных отношениях, а также детях, рассказывающих о своём собственном опыте своим языком».

Стоимость создания сериала составляла £8,5 млн, из которых £500 тыс. должна была вложить Ragdoll Productions. Чтобы гарантировать своё участие в проекте, Вуд со своим мужем и, по совместительству, совладельцем Ragdoll Productions пришлось фактически заложить компанию. Съёмки «Телепузиков» начались в апреле 1996 года и проходили в сельской местности графства Уорикшир (Warwickshire). На более чем двух гектарах земли расположилась съёмочная площадка, на которой были построены в натуральную величину все декорации. Съёмочный процесс шёл ежедневно с весны до осени: следовало успеть записать необходимое количество материала.

Главные герои сериала — телепузики, четыре плюшевых существа красного, зелёного, жёлтого и фиолетового цвета с антеннами на головах и телевизионными мониторами на животах, живущие в стране Телепузии. Когда антенны на головах телепузиков ловят сигнал, мониторы на их животах показывают картинки с детьми из реального мира. Помимо главных героев, в сериале также появляются Ну-Ну (Noo-Noo), синий пылесос с глазами, который присматривает и убирает за телепузиками, Солнышко с лицом младенца и другие образы — пузи-тостер, машинка для изготовления пузи-сливок, пузи-губка для мойки посуды.

Словарный запас телепузиков очень ограничен, а действие в сериале характеризуется медленным темпом и большим количеством повторений. Телепузики Дипси и По символизируют собой представителей неевропеоидных рас, причём в лексикон По включены слова на кантонском диалекте китайского языка. Телепузики живут очень счастливо и беззаботно. Они бегают, играют, танцуют, веселятся, а также едят пузи-блинчики, запивая их пузи-сливками.

Тинки Винки

Тинки Винки, Tinky Winky (роль исполняли Дэйв Томпсон (Dave Thompson), Марк Хинихан (Mark Heenehan), Саймон Шелтон (Simon Shelton)) — телепузик фиолетового цвета с треугольной антенной на голове. Тинки Винки — самый большой и старший из телепузиков. Он всегда носит при себе красную сумку. Любит ходить, маршировать, танцевать и валяться на земле.

Дипси

Дипси, Dipsy (роль исполнял Джон Симмит (John Simmit)) — зелёный телепузик. Второй по возрасту среди телепузиков. На голове у Дипси стержнеобразная антенна. Любимая вещь Дипси — его чёрно-белая шляпа. Дипси любит танцевать, делать необычные движения и причудливые шаги.

Ля-ля

Ля-ля, Laa Laa (роль исполняла Никки Смедли (Nikky Smedley)) — желтый телепузик с изогнутой антенной. Ля-ля любит веселиться и смеяться, танцевать, скакать и петь. Её любимая вещь — большой оранжевый мяч.

По

По, Po (роль исполняла Пуи Фан Ли (Pui Fan Lee)) — красный телепузик с кольцеобразной антенной. По — самая младшая из всей четвёрки и очень уверенное и счастливое существо. Ее любимая вещь — розово-синий самокат, на котором она быстро ездит. По нравится танцевать и петь. Она любит, чтобы всё делалось так, как ей хочется.

Зрительская аудитория сериала составила 2 млн человек без учёта детей в возрасте до четырёх лет. Сериал стал настоящим успехом для своих создателей, принеся им многомиллионные доходы. В 1997 году игрушки с главными героями «Телепузиков» стали самыми продаваемыми в Великобритании. Несмотря на то, что целевой аудиторией сериала были дети в возрасте от одного до четырёх лет, в Великобритании «Телепузики» стали культовыми и среди представителей студенческой молодежи, которые увидели в сериале многочисленные ссылки на наркотики, секс и апокалипсис.

1 декабря 1997 года создатели «Телепузиков» также выпустили музыкальный хит Say Eh-Oh, сразу же поднявшийся на вершину британских чартов, хотя позднее и уступивший своё место песне группы Spice Girls. В 2000 году была выпущена детская компьютерная игра по мотивам сериала. Летом 2002 года авторы сериала объявили об окончательном прекращении съёмок «Телепузиков» и демонтаже съёмочной площадки программы.

В 2004 году одно из подразделений компании Би-би-си продало права на использование образов телепузиков для рекламы более ста наименований детских продуктов питания. Причём, как заявили представители Би-би-си, разрешение на использование образов героев выдавалось только для рекламы детских продуктов питания со сниженным содержанием соли, сахара и жира. В августе 2009 года Би-би-си объявила о воссоединении главных героев телесериала для осеннего тура по городам Великобритании и выпуска нового сингла.

После своей премьеры в Великобритании сериал стал объектом дебатов относительно его ценности для детского обучения. Критики сериала говорили, что программа не содержала никакой образовательной нагрузки и использовала какой-то псевдоязык, что, по их мнению, оказывало негативное воздействие на развитие речи у детей. Дэвенпорт, лингвист по образованию, парировал обвинения, ссылаясь на то, что язык телепузиков основан на последних достижениях науки в области изучения речи, согласно которым «повторение, пение и социальное взаимодействие являются ключевыми факторами в формировании языка».

Директор детских программ телевидения Норвегии Ада Хауг (Ada Haug) во время выступления на Всемирном саммите детского телевидения (World Summit on Television for Children) в Лондоне в марте 1998 года назвала «Телепузиков» самой коммерциализованной программой, которую она когда-либо видела. Её позицию поддержала и глава Фонда детского телевидения (Children's Television Foundation) Австралии Патриция Эдгар (Patricia Edgar): она назвала сериал губительным для развития маленьких детей.

В 1999 году Джеки Марш (Jackie Marsh), эксперт из университета Шеффилд Холлам (Sheffield Hallam University) сказала, что простота и повторение, свойственные телепузикам, «помогают улучшить навыки детей в чтении и письме». Исследование, однако, проводилось с использованием комиксов с телепузиками, а не самого сериала.

В октябре 2009 года бывший продюсер детского канала Би-би-си Сара Грэм (Sarah Graham), давая показания специальному комитету Палаты общин страны по внутренним делам (Home Affairs Select Committee), заявила, что руководство телекомпании, среди «детищ» которой был и сериал «Телепузики», поощряло приём наркотических веществ, включая кокаин, своими работниками. По словам Грэм, ныне являющейся советником по борьбе с наркотиками, в свой первый же день работы на Би-би-си её начальство предложило ей попробовать кокаин, что в итоге вылилось в девятилетнюю зависимость.

В США «Телепузики» транслировались телеканалом PBS (Public Broadcasting Service — Служба общественного вещания). В преддверии запуска сериала в США в стране была проведена мощная рекламная кампания. По оценкам экспертов, в период трансляции «Телепузиков» в США канал PBS смотрели 80% дошкольников и 88% детей младшего школьного возраста.

После премьеры сериала в США американский проповедник Джерри Фолвелл (Jerry Falwell) обвинил одного из телепузиков, Тинки Винки, в пропаганде гомосексуализма. По словам Фолвелла, несмотря на то, что Тинки был мужского пола, он носил с собой женскую сумку, «был фиолетовым — цвета, символизирующего движение по защите прав геев, а его антенна имела форму треугольника — символа движения».

Компания PBS также подверглась критике. Её обвиняли в том, что, лишившись львиной доли государственного финансирования, она была готова показывать любые передачи, сулившие прибыль. Кроме того критики заявляли, что исследования относительно пользы «Телепузиков» не проводились и не могли проводиться, так как сделать это среди годовалых детей чрезвычайно сложно.

В апреле 2000 года женщина из американского города Оушнсайд (Oceanside) в штате Калифорния заявила журналистам, что собирается подать в суд на компанию-производителя говорящих игрушечных телепузиков. Причиной такого шага, по её словам, стало то, что, когда её двухлетняя дочь подёргала телепузика за лапу, чтобы тот заговорил, кукла сказала: «У меня пистолет, убегай, убегай». Представители компании-производителя отвергли обвинения, ссылаясь на то, что женщина просто не расслышала сказанное.

Трансляция «Телепузиков» в Российской Федерации осуществлялась телеканалом «Россия» с ноября 2000 года в утреннее время. Показ каждой серии обходился телеканалу в $1−2 тыс. По словам одного из руководителей РТР, «Телепузиков» выбрали потому, что формат сериала наиболее подходил для России. Для адаптации сериала для российских детей был привлечён большой штат дублеров.

Тем не менее, показ «Телепузиков» в России прекратился уже спустя два сезона по причине несоответствия политике канала, хотя первоначально заявлялось о покупке всех 365 серий. По информации пресс-службы телеканала «Россия», доля зрительской аудитории «Телепузиков» во время их показа в России составила 20% в будни и достигала 27% в выходные дни. В 1998—2000 годах сериал выходил и в видеоформате на VHS-кассетах.

В России «Телепузики» вызвали неоднозначную реакцию среди учёных и журналистов. Одни говорили, что сериал дебилизирует детей и «ограничивает и затормаживает» их развитие. Другие отвергали критику, подчеркивая уникальность «Телепузиков» и говоря о том, что авторы сериала смогли создать программу, понятную даже самым маленьким детям. Некоторые журналисты рассказывали о негативном отношении родителей к «Телепузикам», изображении в сериале «системы тотальной слежки», а также критике сериала представителями Русской православной церкви.

По словам директора одной из российских компаний по производству упаковки для сладостей, Бабаевская кондитерская фабрика, с которой первоначально велись переговоры о выпуске сладостей в упаковке в виде телепузиков, требовала разместить на экранчике на животе у героев сериала свой логотип, против чего категорически возражала компания Би-би-си. В результате контракт с фабрикой подписан не был.

В британской версии рассказчиком был Тим Уитналл, а в русской версии — Никита Прозоровский.

Телепузиков часто высмеивают в сатирических сериалах, таких, как «Гриффины» и «Южный парк». Все члены клана Телепузиков олицетворяют собой человека на разных стадиях развития и разной национальности. Так, если По по уровню интеллекта сопоставима с ребёнком в возрасте 1 года, то Тинки-Винки — это 4-летний малыш, Дипси — 3-летний малыш, а Ляля — 2-летняя малышка.

4Смешарики

«Смешарики» — российский анимационный сериал, выпускаемый с 2003 года студией компьютерной анимации «Петербург». Рассчитан на детей от 4 до 9 лет. Хронометраж каждого эпизода — 6,5 минут, заявленная продолжительность — 260 серий, комбинируемых в любой последовательности (снято 150).

История «Смешариков» включает также развитие одноимённой торговой марки, под которой сегодня выпускается более 3 тыс. наименований товаров, в том числе обувь, настольные и компьютерные игры, продовольственные товары, канцелярия, косметика и т. д. За пять лет инвестиции в бренд составили более €35 млн.

В 2001 году художник Салават Шайхинуров, сотрудник занимающейся разработкой настольных игр фирмы Fun Game, получил заказ на создание концепции упаковки для шоколадных конфет круглой формы. Так появился эскиз шарообразного зайца. Как рассказывает художник:

«Он мне очень понравился, и я решил его не отдавать».

Проработав в общих чертах ещё несколько персонажей, Салават Шайхинуров и дизайнер Илья Попов обратились с бизнес-проектом о создании 200-серийного мультипликационного сериала к основателю анимационной студии «Пилот» Анатолию Прохорову. После доработки проект был принят к реализации, а в марте 2003 года зарегистрировано ООО «Смешарики», учредителями которого стали Илья Попов (52% уставного капитала), Анатолий Прохоров (24%) и Салават Шайхинуров (24%).

Первым эпизодом сериала про смешариков стал сюжет «Скамейка» (2003 год). Над его созданием работали приглашённые мультипликаторы из студии «Мельница», в том числе режиссёр Денис Чернов. Производство развернулось на базе созданной в марте 2003 года студии компьютерной анимации «Петербург».

Новаторством стало применение флэш-технологии, которая обычно не используется в профессиональной анимации. В условиях дефицита бюджета (грантами удалось покрыть лишь 60% затрат на выпуск первых двадцати серий) это стало находкой и позволило на первых порах сократить производственные расходы с $12—13 тыс. за минуту до $8 тыс.

В августе 2007 года вышла сотая серия («Край земли»), к концу 2009 года создано более 150 эпизодов. В месяц производится 3—4 эпизода сериала, стоимость одной минуты составляет $13 тыс.

Уже на стадии кристаллизации идеи сериала команда отказалась от традиционной фабулы, основанной на противостоянии «хороших» и «плохих» героев: в вымышленном мире, населённом круглыми зверюшками, нет отрицательных персонажей. Сюжеты строятся на бесконфликтном общении и поиске конструктивных решений в нестандартных ситуациях. Идейную доминанту проекта создатели назвали «логикой Винни-Пуха».

Сериал «Смешарики» был презентован в рамках культурно-образовательного проекта «Мир без насилия» федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». В первые годы продвижение проекта сопровождалось слоганом «Дать России новых детских героев», который позже сменился на «Смешарики — это событие детства».

В рабочем варианте круглые персонажи назывались «сластёнами», но позже было принято подчеркивающее основную концепцию название «смешарики» и фирменное написание «смеШАРики». По мнению создателей, круглая форма всех персонажей не только демонстрирует их дружелюбность, но и делает лёгкими для воспроизведения детскими руками. Автор проекта Салават Шайхинуров отмечает, что любого смешарика «…нарисовать может даже ребенок, настолько он прост».

Разработка основных персонажей сериала заняла полгода. Творческой группой рассматривались традиционные животные средней полосы России, за исключением избитых мультипликацией (кошки, собаки, мыши). В черновых набросках компании эскизы более чем 20 животных. В работе число смешариков сократилось до девяти. В коллектив смешариков, среди прочих, не вошли ворчливый химик Белчун, пес Бульдог (мыслился создателям как садовод, строитель и художник одновременно), близнецы Мишка и Кошка не попали в сериал, так как сценаристы не нашли им интересных амплуа. В сериале представлены герои трёх возрастных групп — подростки (Крош, Ёжик, Нюша, Бараш), взрослые (Лосяш, Пин), пожилые (Кар Карыч, Совунья, Копатыч). Рассказчика озвучивает народный артист России Игорь Дмитриев.

Крош (кролик)

Крош — холерик, оптимист и экспериментатор. Неугомонный весельчак, он переполнен идеями и желаниями. Излюбленная фраза: «Ёлки-иголки!» Персонажа озвучивает Антон Виноградов.

Ёжик (ёж)

По словам художественного руководителя проекта Анатолия Прохорова, образ тихого интеллигента Ёжика создан под влиянием мультфильма Юрия Норштейна «Ёжик в тумане». Ёжик — сосед и лучший друг Кроша, он не одобряет сомнительные авантюры, в которые постоянно оказывается втянут. Он хорошо воспитан, стеснителен, иногда мнителен, обладает нордическим характером и философским складом ума. Коллекционирует конфетные фантики и кактусы. Персонажа озвучивает Владимир Постников.

Нюша (свинья)

Нюша — единственная девочка сериала, она, по мнению создателей, воплотила в себе все главные женские черты. Она подросток, но старается казаться взрослой и неотразимой, «мечтает о сцене, славе, конфетах и миллионе поклонников». Нюша — толстушка и модница, она кокетлива, любопытна и убеждена, что «в девушке должна быть загадка, а ещё лучше тайна». В первых версиях сценария женским персонажем была корова Бурёнка, а смешарик-поросёнок задумывался профессиональным диск-жокеем по имени DJ Робкий. Персонажа озвучивает Светлана Письмиченко.

Бараш (баран)

Единственный из персонажей-подростков имеет определённое занятие: он лирический поэт, хотя вдохновение его часто покидает. Артистическая натура, меланхолик, нытик. Привлекает всеобщее внимание к своей «несчастности и непонятости». Симпатизирует Нюше. Персонажа озвучивает Вадим Бочанов.

Пин (пингвин)

Изначально планировалось ввести в общество «смешариков» гуся-изобретателя Гусения, но так как вписать длинношеюю птицу в круг не удалось, его место занял пингвин. Он изобретатель, живёт в ангаре, заваленном инструментами и деталями, спит в холодильнике. Пин — единственный из персонажей «иностранец». На создание образа чужака работает немецкий акцент. Любимая фраза: «О, майн готт!» Персонажа озвучивает Михаил Черняк.

Лосяш (лось)

Учёный и зануда. Предпочитает естественнонаучное направление знаний, постоянно что-то читает, ставит лабораторные опыты, предсказывает погоду и будущее. Убеждён, что знает жизнь, и на основании этого любит поучать окружающих. Любимое словечко: «Феноменально!». Персонажа озвучивает Михаил Черняк.

Копатыч (медведь)

Пасечник и огородник Копатыч отличается консервативными взглядами. Он наблюдателен, отзывчив, простодушен. К любому делу подходит основательно, а в критических ситуациях способен мыслить трезво и контролировать ситуацию. Любимое выражение: «Укуси меня пчела». Персонажа озвучивает Михаил Черняк.

Кар Карыч (ворон)

Один из самых пожилых «смешариков», у которого «бурное, никому не известное прошлое». Он артист одновременно всех жанров. Любит эпатировать окружающих, хвастлив, демонстративен, сентиментален. Страшится одиночества. Персонажа озвучивает Сергей Мардарь.

Совунья (сова)

В прошлом преподаватель физкультуры, ныне — пропагандист здорового образа жизни. Применяет на окружающих свои познания в области медицины. Любит дисциплину и чистоту. Запасливая, хозяйственная, снабжает всех соленьями, советами на любой случай жизни и снадобьями. Персонажа озвучивает Сергей Мардарь.

1.jpg

Биби (робот)

Биби — шарообразный робот, созданный Пином. Освоив всё, чему могли научить его смешарики, улетел в космос, где делает карьеру. С того момента появлялся лишь в нескольких эпизодах сериала («Каникулы Биби», «Космическая одиссея»).

Прокат в России

Первый показ анимационного сериала «Смешарики» состоялся в апреле 2004 года в программе «Спокойной ночи, малыши"[4][18][13] на телеканале «Россия». По словам Анатолия Прохорова, проект попал на экран значительно раньше, чем это планировалось маркетологами:

У нас было готово 3 серии, и нас сразу поставили на показ в «Спокойной ночи, малыши» по 2 раза в неделю. И не только потому, что мы не плохие. Но и потому, что других нет. Вы же знаете, что сейчас в целом по России зрители резко качнулись в сторону российского кино, к тому же у родителей особое раздражение вызвают западные мультики. И я, как специалист, их прекрасно понимаю.

С сентября 2004 года «Смешарики» были включены в ежедневную сетку программ канала СТС. Мультфильм транслируется на СТС и по сегодняшний день, в утренние часы. С июня 2007 года детский канал «Теленяня» ежедневно пускал в эфир четыре блока эпизодов. «Смешарики» включены также в сетки федеральных телеканалов «Домашний» (с 2009) и «Культура». Ежедневно «Смешарики» смотрят более 5,5 млн телезрителей, их суммарное эфирное время за первые пять лет показа — 300 часов.

Помимо непосредственно мультсериала российские телеканалы показывают программы с участием кукол-смешариков. На «Домашнем» с марта 2007 года выходит получасовая программа «Домашние сказки» (целевая аудитория — дети в возрасте 6−12 лет, 2 млн зрителей), которую ведут Ольга Прокофьева и Александр Олешко. Канал «Теленяня» в 2007 году запустил в эфир детское музыкальное шоу «Смешные праздники» (целевая аудитория — дети до 5 лет, 1 млн зрителей) с композитором «Смешариков» Мариной Ланда в роли ведущей.

Прокат за рубежом

В 2008 году телекомпания 4Kids Entertainment (США) за $150 тыс. выкупила у представителя бренда право на показ 104 эпизодов сериала и продажу брендированных товаров. Видеоматериал был адаптирован для американского проката и вышел на канале CW под названием Go Go Riki. Трансляция сериала осуществляется в субботний прайм-тайм.

С апреля 2009 года «Смешарики» («Смішарики») появились в эфире украинского телеканала «Интер». В Германии права на «Смешариков» принадлежат детскому телеканалу Kika, в адаптированной версии сериал называется Kikoriki. Финский зритель знаком со смешариками благодаря каналу MTV3, в Китае первые 50 эпизодов сериала показала телекомпания CCTV.

Специально для Китая компания «Смешариков» пополнилась новым персонажем — пандой. Сериал называется по-китайски «Кайсинцю», что означает «Весёлые шарики», а буквально — «Открытые сердцем».

«Смешарики» переведены на английский, украинский, казахский, китайский и сербский языки. В разное время более 80 зарубежных телеканалов проявляли заинтересованность в сериале. Средняя цена за эпизод «Смешариков» в зарубежном прокате составляет €1—1,5 тыс.

Изначально авторы проекта ориентировались на аудиторию дошкольников и младших школьников, но впоследствии начали позиционировать «Смешариков» как продукт для семейного просмотра. Причиной оказались результаты мониторинга зрителей сериала, согласно которым возрастной диапазон аудитории — от 4 до 45 лет. В среднем около четверти зрителей — это девочки и женщины, они проявляют стабильный интерес к сериалу во всех возрастных категориях. Мужская аудитория это мальчики в возрасте от 4 до 17 и мужчины — 25−45 лет. Таким образом, ядро целевой аудитории бренда составляют 2,5 млн детей и 3,5 млн взрослых.

Критика проекта апеллирует, в основном, к художественному примитивизму и вторичности замысла сериала. Например, «Новая газета» в 2004 году писала, что «…сериал «Смешарики» (режиссер Д. Чернов), несмотря на подрасстрельное название, мог бы стать неплохим проектом, если бы не простодушное воровство с миру по нитке: из «Ёжика», «Винни-Пуха» и других хитов».

Наиболее развёрнуто критическую позицию высказали аниматоры Эдуард Назаров и Юрий Норштейн на страницах православного журнала «Фома». Дискуссия разгорелась там после выхода в № 7/51 (июль 2007 года) интервью с художественным руководителем проекта «Смешарики» Анатолием Прохоровым («В логике Винни-Пуха»). В октябре 2007 года (№ 10/54) была опубликована ответная статья «Не могут быть новыми слёзы, не может быть новым смех», в которой мультипликаторы предыдущего поколения ставили в укор создателям «Смешариков» навязывание детям «усечённого эстетического восприятия». Эдуард Назаров, в частности, отметил:

«Если ребёнку всё время впихивать «Смешариков», он и не поднимется в своём эстетическом развитии выше этого уровня. А «летают» «Смешарики» довольно низко».

5АБВГДейка

«АБВГДейка, АБВГДейка — это учеба и игра, АБВГДейка, АБВГДейка азбуку детям знать пора…».

Это развлекательно-обучающая программа для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Выходит в формате игровых уроков-спектаклей с 1975 года на телеканале ТВЦ.

Автором идеи, названия, сценариев первых десяти программ был Эдуард Успенский, он же предложил и первый состав клоунов-учеников: Сеня (Семён Фарада), Саня (Александр Филиппенко), Таня (Татьяна Непомнящая) и Владимир Иванович (Владимир Точилин). Общими усилиями было сделано около 20 выпусков, которые показывались с повторениями примерно три года.

В 1977 году передачу закрыли. Ходили слухи, что на передачу поступил донос в партийные органы и она неожиданно вызвала резко негативную реакцию руководителя Гостелерадио Лапина. В 1978 году передачу возобновили, но состав учеников изменился, осталась лишь прежняя учительница — Татьяна Кирилловна (Татьяна Черняева). Учениками стали цирковые артисты: Ириска (Ирина Асмус), Клёпа (Виталий Довгань), Лёвушкин (Валерий Лёвушкин) и Юра (Юрий Шамшадинов). До начала 1990-х годов Ириску стала играть другая исполнительница, вместо Ирины Асмус, которая погибла, остальные актёры остались без изменений.

В 1990-е годы программа не выходила в эфир из-за финансовых трудностей. Периодически по телеканалу «Российские университеты» показывали старые выпуски.

Современная версия программы выходит на телеканале ТВЦ с 2000 года. Поначалу входила в канал «Отчего? Почему?», но в 2002 году стала самостоятельной программой. В 2006 году Макаронка (Вера Макарова) и Саня (Александр Коврижных) покинули проект — пошли в «большую» школу, а вместо них появились Ромашкин и Шпилька. В роли учительницы Ксюша Сергеевна (Ксения Кузнецова). Ведущей программы (она играет роль «директора школы») осталась Татьяна Кирилловна Черняева.

C 2009 года специальная версия программы выходит в эфире «Детского радио» (www.deti.fm).

Также повторы советских выпусков показывает телеканал «Ностальгия».С 10 января 2010 года показ старых серий передачи начал канал 2×2. Примечательно, что детская программа выходит в эфир в 4 часа утра. С 2010 года теперь новая учительница АБВГДейки: Кристина Алексеевна. С 2011 года вместо Ромашкина — Митя.

6Маппет-шоу

«Маппет-шоу» (англ. The Muppet Show) — англо-американская телевизионная юмористическая программа, созданная Джимом Хенсоном. Выходила в 1976—1981 годах. Основными действующими лицами были куклы-маппеты.

Куклы-маппеты, созданные Джимом Хенсоном, первоначально были персонажами детской программы «Улица Сезам». Решив сделать собственное шоу, Хенсон снял два пилотных выпуска: в 1974 году — The Muppets Valentine Show с актрисой Миа Фэрроу в качестве приглашённой звезды, а в 1975 — «Шоу Маппетов: Секс и насилие» (Muppet Show: Sex and Violence). Главным героем выступал лягушонок Кермит, уже известный по «Улице Сезам».

27 сентября 1976 года появился первый выпуск. Программа показывала жизнь музыкального театра, режиссёром которого был Кермит. В каждом выпуске участвовали приглашённые знаменитости, среди которых: Шарль Азнавур, Сильвестр Сталлоне, Питер Устинов, Твигги, Стив Мартин, Рудольф Нуриев, Элтон Джон, Элис Купер, Кристофер Рив, Джеймс Кобурн, Роджер Мур и многие другие. За пять лет вышло пять сезонов (120 получасовых выпусков). Последний выпуск зрители увидели 1 июня 1981 года.

В 1996 году маппеты вернулись на телевидение в программе «Muppets Tonight». Программа повторяла классический формат «Маппет-шоу», только в современном стиле Late Night.

С участием персонажей «Маппет-шоу» было снято несколько полнометражных фильмов: «Маппеты» (The Muppet Movie, 1979), «Большое кукольное путешествие» (The Great Muppet Caper, 1981), «Маппеты завоёвывают Манхэттен» (The Muppets Take Manhattan, 1984), «Рождественская история маппет-шоу» (The Muppet Christmas Carol, 1992), «Остров сокровищ маппетов» (Muppet Treasure Island, 1996), «Маппет-шоу из космоса» (Muppets from Space, 1999), «Лягушонок Кермит: Годы в болоте» (Kermit's Swamp Years, 2002) и «Шоу Маппетов: Волшебник из страны Оз» (The Muppets' Wizard of Oz, 2005).

7KI.KA

KI. KA (или KiKa, произносится «кика», сокращение от Kinder-Kanal — дословно «детский канал») — название немецкого детского телеканала. KI. KA является ответвлением телеканалов ARD и ZDF, и относится к категории общественно-правового вещания.

Впервые вышел в эфир под названием «Der Kinderkanal von ARD/ZDF» 1 января 1997 года. С 1 мая 2000 года носит название KI. KA. Ежедневно транслирует программу для детей с 6:00 до 21:00 часов. Он появился в результате сотрудничества двух гигантов медиаиндустрии Германии — корпораций ARD и ZDF. Текущее руководство телеканалом Ki. Ka осуществляет телекомпания MDR. Вещание осуществляется из Эрфурта в Тюрингии.

Программа KI. KA состоит, среди прочего, из мультфильмов, художественных фильмов / сказок, телеигр, детских тележурналов и телесериалов, выпусков новостей (тех же, что и «для взрослых», но в специальном изложении для детей).

С 8 декабря 2008 года транслируется росийский мультсериал Смешарики (нем. Kikoriki). Смешарики являются символом канала.

1.jpg

8В гостях у сказки

Первый выпуск передачи вышел в 1976 году. «В гостях у сказки» выходила в телеэфир в течение учебного года и в летние месяцы «уходила на каникулы». Часть сезонов передачи выходили в субботу (с последующим повтором программы в утреннее время на следующей рабочей неделе), часть сезонов — в пятницу (опять же с повтором выпуска), часть сезонов — в воскресенье. В 1970-е — начале 1980-х годов передача показывалась, как правило, еженедельно. Затем выход программы ограничивался одним выпуском в две недели.

Длительность передачи (включая фильм) — 1 час 45 минут. Передача начиналась с мультипликационной заставки (было несколько вариантов, включая «новогодний» для зимних каникул) под мелодию В. Дашкевича «Приходи, сказка», ранее звучавшую в кинофильме 1973 года «Капля в море» (в том числе с малоизвестным текстом про волшебную шапку-невидимку) и позже использованную в кинофильме 1982 года «Там, на неведомых дорожках…» с новым текстом, и впоследствии, после показа его в передаче, зазвучавшей со словами из этого фильма. Ведущая программы Валентина Михайловна Леонтьева (тетя Валя) непременно открывала передачу обращением «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!».

В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Демонстрировались советские киносказки разных лет, включая фильмы, созданные на киностудиях практически всех союзных республик СССР. Часто показывались в передаче сказки Александра Роу и Александра Птушко, а также сказки, снятые режиссёрами из социалистических стран. Нередко в программу включались премьерные показы кино- и телефильмов. Показ фильма, как правило, предварялся беседой В. М. Леонтьевой со зрителями, из которой они узнавали о литературной основе фильма (если показывалась экранизация), или получали иную познавательную информацию, связанную с фильмом. По окончании фильма зрителям предлагалось ответить на «сказочный» или «киносказочный» вопрос, а также прислать на программу рисунки и поделки по мотивам показанной киносказки. Через несколько передач ответы и работы юных зрителей непременно обсуждались и показывались — опять же по окончании очередного фильма-сказки.

В конце 1980-х годов передача получила новое название — «В мире сказок и приключений», что отразилось и на выборе жанра фильмов.

В начале 1990-х годов передачу переименовали в «Зазеркалье». Взрослую ведущую заменили на детей — мальчика и девочку, которые попадали внутрь сказки (их «прокеивали» на картинку фильма или мультфильма) и с ними происходили разные приключения. Они как бы попадали в волшебную страну Зазеркалье. Сценарии для этих передач писала редактор студии кинопрограмм ЦТ СССР, выпускница литературного института Инна Смирнова. Роли детей (девочек) в разные годы исполняли внучка Председателя ТК «Останкино» — Егора Яковлева и внучка Председателя КГБ СССР Вадима Бакатина. Чаще всего роль девочки исполняла Кристина Казакова.

В 1992 году режиссер передачи Петр Соседов решил вернуть старое название и пригласить В. М. Леонтьеву на роль ведущей. Даже вышли в эфир две телепередачи с названием «В гостях у сказки», но руководство студии Владимир Шмаков и Мария Старостина запретили использовать «тетю Валю» в качестве ведущей и передача вновь стала выходить под названием «Зазеркалье». Под этим названием она и выходила в эфир вплоть до ликвидации ТК «Останкино» в 1995 году.

9Зов джунглей

«Зов джунглей» — детская развлекательная передача, которая выходила еженедельно по с 1993 до 2002 года (изначально на Первом канале, затем на ОРТ).

Производство Дирекции детских программ при подчинении телекомпании ВИD (1993—1995) телекомпании «Класс!» (1995—1999) и собственной телекомпании Сергея Супонева «ЗОВ» (1999—2002). С 2006 года по 12 сентября 2009 года выпуски, показанные на ОРТ с 1995 по 12 января 2002 года, выходили в повторах на бывшем канале «Теленяня». С 1 июня 2011 года выпуски 1993—1994 годов повторяются на канале «Ностальгия».

Первый ведущий программы — Сергей Супонев (1993—1998). После него передачу вели также Пётр Фёдоров и Николай Гадомский (Николай Охотник).

Удостоена премии «ТЭФИ» 1999 года.

В игре принимали участие две команды — «хищников» и «травоядных». В каждой команде было по 4 человека.

Травоядные играли в жёлтых майках, на которых были изображения животных. Так, были участники: «слон», «панда», «коала», «обезьяна». Хищники играли в красных майках. Животные: крокодил, лев, пантера и леопард.

Две команды участвовали в соревнованиях наподобие «Весёлых стартов». Когда в конкретном конкурсе побеждали «травоядные», им кидали бутафорский «банан» как одно очко. Когда выигрывали «хищники» — им кидали бутафорскую «кость». В конце игры побеждала та команда, у которой к концу игры оказывалось в корзине больше бананов или костей.

В финальном конкурсе разыгрывалось и более одного очка.

10Царь горы

«Царь горы» — детская спортивная телепередача, выходившая еженедельно с 28 сентября 1999 года по 5 января 2003 года на «Первом канале». Была закрыта в связи уходом ведущего — Алексея Весёлкина — с Первого канала. С 2007 по 1 сентября, с 16 сентября по начало декабря 2008 года и в середине марта 2009 года выходили повторы этой передачи на бывшем канале «Теленяня».

По ходу игры подростки проходили несколько туров (в первом они проходили полосу препятствий, во втором играли между собой в футбол или гандбол, в третьем проезжали 3 круга на автомобиле-багги, велосипеде или роликах, в четвёртом — прыгали на лонжах, параллельно пытаясь забить в ворота или забросить в кольцо максимальное количество мячей). Цель игры — забраться на «Олимп» и простоять там определённое количество времени (20 минус столько секунд, сколько очков у участника), держась за кнопку и не давая столкнуть себя соперникам.

Абсолютным чемпионом игры стал ученик школы № 1296 Евгений Мостовой. В игре участвовал под прозвищем «Ирвин». Как и большинство других участников, на шоу попал через детскую лигу Американского футбола.

11Клуб Микки Мауса

Клуб Микки Мауса (англ. The Mickey Mouse Club) — долгоидущая американская телепрограмма, начавшаяся в 1955 году и выпускавшаяся «Walt Disney Productions». Демонстрировалось по каналам «American Broadcasting Company». В составе представлений использовался постоянный, но меняющийся со временем состав выступавших подростков. «The Mickey Mouse Club» был создан Уолтом Диснеем. Программа множество раз меняла формат со времени первого показа. Последний сезон был показан в 1996 году.

Клуб Микки Мауса вторая работа Уолта Диснея в производстве телесериалов, первым был «Walt Disney anthology television series». Дисней использовал оба шоу, чтобы помочь деньгами и рекламой строительству Диснейлэнда.

Открывающая тема «The Mickey Mouse March» (Марш Микки Мауса) была написана Джимми Доддом Она также повторялась в конце каждой серии с более медленной версией «it's time to say goodbye». Укороченная версия марша использовалась в шоу и позже.

В 1970-х «Walt Disney Productions» восстановила концепцию шоу, но модернизировала его внешний вид, перезаписав основную музыкальную тему в стиле диско.

Слова «Mickey Mouse Club March» немного отличались от оригинальной версии. Были добавлены две строчки: «He's our favorite Mouseketeer, we know you will agree» и «Take some fun and mix in love, our happy recipe.»

Вместе с телеперограммой был выпущен и её альбом со звуковой дорожкой.

В 1989 году «Disney Channel» восстановил шоу в новом формате, похожем на такие популярные шоу своего времени, как «You Can’t Do That on Television» или «Субботним вечером в прямом эфире».

Официальным названием нового шоу стало «The All New Mickey Mouse Club», но чаще использовалась аббревиатура MMC.

Шестой и седьмой сезоны шоу стали отправной точкой для многих популярных американских поп суперзвезд и актеров. Бритни Спирс, Кристина Агилера, Джастин Тимберлейк, JC Chasez и Райан Гослинг участвовали в шоу.

Переслать другу

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте