Какие раньше на Руси кресты были

Опубликовано: 19 Сентября 2013 Распечатать Сохранить в PDF

Сегодня у многих людей есть устойчивый стереотип , что религия на Руси всегда была неизменна . Это не так . Она менялась и очень сильно , вслед за изменением быта , обычаев и самого устройства государства Российского .
Есть такой альбом Путешествия по Московии. Pieter van der Aa, Издан в 1727 году .  И там достаточно много видов различных российских городов . Полностью картинки можете сами посмотреть по ссылке , меня же сегодня будут интересовать только кресты  на куполах .
Касимов  . Обычных крест .Кстати вверху , в названии написано что это город Tartarie Moscovite


Нижний Новгород . Тут уже кресты несколько другие



А вот тут тот же город , но другие , более старые деревянные церкви , с очень интересной архитектурой  купола  .



Вот тут более крупное изображение :




Вот кстати картинка из другого моего поста об архитектуре древней Руси .

Похоже да ? И "перья " и шар . Только крест с очень интересной конфигурацией добавлен . Кстати обратите внимание на кресты на могилах .
Тверь . Кресты вроде бы однотипные Но опять же  имеют свою  отдельную конфигурацию .Кстати  архитектура колоколен больше напоминает минареты


Мне тут подсказали, что кресты как будто пририсованы позже . И на панораме Новгорода ( ниже ) это тоже видно . 



А сейчас будет большая панорама Новгорода . Не знаю насколько верно переданы конструкции крестов , но они вообще все разные :





А вот это вид Саратова . И крестов на куполах вообще нет , да и сами колокольни несколько другие  :


Тоже самое мы видим и в Царицыне :



Ну и наконец Москва , тут тоже как минимум два вида крестов :


А теперь перейдем к самому интересному .  Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного .  Вот тут его полное изображение  . Мы же сначала посмотрим подпись к этой картинке :


Если я правильно понимаю то тут написано что то вроде - Святая Троица или Иерусалим . Что дальше уже затрудняюсь понять . Если кто может , переведите . Интересное , не правда ли , название всем нам хорошо известного сооружения ? У священника кстати очень своеобразный  головной убор .
Ну а теперь посмотрим поближе на кресты сего сооружения.Как то они выбиваются из привычной нам  картины мира .  :


Но это начало 18 века . А вот что было в конце . Картинку увидел у моего френда tito0107 .Это рисунок Кваренги  , 1797 год .






Кресты уже совсем другие . А внизу еще и появился месяц ,как тогда говорили , рогами вверх .

А вот этот снимок мне предоставил другой мой френд crustgroup .Это собственно тоже крест ,  православной церкви на Полтавщине, конец XVIII века.

Кстати у конструкции , что стоил слева , внизу тоже шарик и полумесяц , как на Храме Василия Блаженного в конце 19 века .

Прежде всего  еще раз повторю мысль , которую я очень часто пишу в своих исследованиях - раньше было совсем все не так , как сейчас . Символы имели совсем другой смысл и означали абсолютно разные вещи , совсем не  коррелирующие  с современными представлениями о вроде бы тех же самых символах  .
Например  многие русские города имели вот такие вот гербы .

Более подробно о гербах можно почитать в этом посте .

Мне кажется еще в начале 18 века кресты на куполах были собственно не крестами- символами  в том виде , в котором мы  с вами к ним привыкли сейчас . Слишком уж большой разброс в конфигурациях  этих самых " крестов".У любого символа прежде всего есть канон . Тут же он отсутствует . Ну на первый взгляд . Опять же в моих исследования Лицевого свода Ивана Грозного  я неоднократно писал , что там нет крестов . Вообще . Лично у меня эти самые "кресты" вызывают стойкую ассоциацию со словом - антенна .
К сожалению мы уже сейчас наверно так и не сможем понять , что означали все эти "кресты" в те времена , до 18 века, причем этот смысл в разные века был разный , как и сами символы  .  Документов не осталось . Но ясно , что тогда не было единого символа у той религии , которую мы сейчас знаем  как " Православную". Собственно ,кажется ,  даже и сейчас его нет .

Переслать другу

Комментарии 13

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Сергей Катышев 27.09.2013 | 11:47

крест с месяцем в подножии греки называли "анкира" - якорь; для нас - якорь ковчега, который рогами цепляется за дно и не даёт нам блуждать (блудить) по разлившимся волнам жития сего.

Сергей Катышев 27.09.2013 | 12:08

любопытно - христианский крест всегда семи- или восьмиконечный, что соотносится с полнотой времени, исполнением сроков ожидания. семь дней (и семиконечный крест) символизируют полноту бытия сего мира, а восемь дней (и восьмиконечный крест) - полноту бытия и день вечный. русский крест восьмиконечный, а грузинский - семиконечный. внимание - вопрос! через одну минуту нарисуйте русский и грузинский кресты и объясните, от какого именно угла отказались грузины?!

Татьяна Пелипейко 21.09.2013 | 11:03

=== месяц ,как тогда говорили , рогами вверх ===

Это символизация ковчега. :)

Михаил Барботкин 19.09.2013 | 18:40

Насчет фразы, я тут поработал с ней немного и вот, что мне выдал гугл:
С латыни: S.Trinite или Иерусалим, Церковь в Москве, и представление великого праздника, что \ 'ы славятся
С французского: S.Trinite,или Иерусалим, Церковь Москвы, и ближнего, так и дальнего большой Праздник, на которые celebre.
Судя по всему это старофранцузский, так как когда я забил эту фразу просто, то поисковик дал ссылки на французские тексты...
S.Trinite - это склонение от Sanctae Trinitatis, что означает на латыни святая троица...

Татьяна Пелипейко 21.09.2013 | 11:14

Да, Михаил, "... церковь в Москве и изображение отмечаемого там одного из великих праздников".

А что Троица - тут как раз ничего удивительного. Здесь была когда-то деревянная церковь Святой Троицы, и название долго бытовало и в отношении каменного собора (который, к слову, официально - Собор Покрова пресвятой Богородицы, что на рву, а в честь Василия Блаженного освящена только одна из его составляющих - нижняя церковь на уровне подклета). Одна из составляющих собор церквей - как раз Троицкая.
Так что тут вопрос не смены названия как такового, а именно сдвиг неофициальных названий, бытующих среди жителей города.
И для "Иерусалима" тоже есть объяснение: одна из церквей собора - церковь Входа Господня в Иерусалим.

Право, Владимир, это из серии, когда хочется спросить: вас в Гугле забанили? :))