Строительство Панамского канала

Опубликовано: 4 Мая 2012 Распечатать Сохранить в PDF

Панамский канал соединяет Атлантический океан (Караибское море) с Тихим океаном, пересекая американский перешеек на 9 град. с. ш. и на 85 град. з. д., приблизительно в самой узкой и низкой его части. Он уменьшает морской путь от Нью Йорка до Сан-Франциско на 14 550 км (10 700 км вместо 24 300 км пути через Магелланов пролив), с подобным же сокращением расстояния до многих портов Южной Америки и стран Востока. Длина канала, соединяющего воды обоих океанов, 81 км. Проход по каналу занимает в среднем приблизительно 8 часов.

0.jpg

Еще в 1534 году испанское правительство приказало исследовать местность от Круца (Cruces) на Атлантическом океане до Панамы на Тихом океане, чтобы определить возможность соединения искусственным водным путем реки Чагрес (Chagres) с Тихим океаном, но результаты этих изысканий оказались неблагоприятными. В первой половине прошлого века неоднократно создавались планы проведения канала через перешеек. В 1814 г. испанские кортесы издали декрет об устройстве канала и об образовании общества для его постройки. Но, потеряв в 1823 году все свои колонии в Центральной и Южной Америке, Испания оказалась отстраненной от всякого) отношения к постройке предполагаемого канала. В течение следующих 50 лет изыскания и предварительные проекты делались американцами, англичанами, голландцами и французами, но все они не привели ни к чему. В 1876 г. французская компания получила на 99 лет концессию и исключительное право постройки канала, а в 1879 г. это предприятие перешло в руки Ф. Лессепса, строителя Суецкого канала, и в 1882 г. фактически была начата работа по постройке канала открытого нешлюзованного типа. Компания Лессепса разорилась и в 1889 г. было назначено конкурсное управление. В 1894 г. образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала, а в 1904 году предприятие было продано правительству США за 40 млн. долларов. В 1903 г. Республика Панама сделалась независимой от Колумбии и в 1904 г. США договорились с правительством Панамы о вечной аренде зоны канала, составляющей полосу в 16 км шириной, за сумму в 10 млн долл. и ежегодную плату в 250 тыс. долл.

В итоге со времени образования компании Лессепса до перехода предприятия в собственность США было вынуто около 60 млн. м3 земли, израсходовано 270 млн долл. и погибло около 20 000 человеческих жизней, преимущественно от тропических болезней. В течение 1904−07 гг. был проведен ряд подготовительных работ, без которых однако едва ли было бы возможно построить канал. Первая комиссия по постройке Панамского канала окончательно установила направление канала. Вторая комиссия, назначенная в том же году во главе с инженером Ф. Уоллесом (John F. Wallace), была передана в ведение военного министерства, под наблюдением которого с тех пор находился канал. В это время медициной было доказано, что желтая лихорадка, унесшая в Панаме такое огромное количество человеческих жертв, так же как и менее опасная малярия, причинялись укусами москитов. Руководитель санитарной части комиссии В. Горгес (W. Gorgas), весьма успешно боровшийся ранее с желтой лихорадкой в Гаванне и на Кубе, сразу принялся за оздоровление местности и уже к 1906 г. он совершенно уничтожил москитов, а вместе сними желтую лихорадку и в значительной степени малярию, и сделал перешеек совершенно безопасным и здоровым местом для ведения работ по постройке канала. Между тем рытье канала, которое было начато с людьми и снаряжением, оставленными французами, шло не особенно успешно, и в 1905 г. была назначена третья комиссия с главным инженером Ф. Стевенс (J. F. Stevens). По указанию последнего земляные работы были временно остановлены до создания благоприятных условий для продуктивной работы. К 1906 г. были приготовлены жилые помещения, организовано снабжение продуктами и чистой водой, построены двойной железно-дорожный путь, мастерские, склады, доки, доставлены новейшие экскаваторы и т. п. На все это, включая санитарные мероприятия, истрачено за 2 года 30 млн долл. Количество рабочих достигло 17 000 чел. и все время увеличивалось.

1.JPG

В 1905 году в Вашингтоне был собран Международный комитет инженеров-консультантов для выбора типа капала. Как уже было упомянуто, Лессепс твердо стоял за тип открытого канала на уровне моря, однако новая французская компания до продажи предприятия правительству США начала постройку шлюзованного канала. В комитете консультантов мнения также разделились. Но по совету Третьей комиссии и инженера Стевенс мнение меньшинства, рекомендовавшего тип шлюзованного канала, было принято и утверждено Конгрессом в июне 1906 года. Для выбора шлюзованного типа канала было много оснований; два главные из них — сильное увеличение земляных работ и трудность регулирования периодических разливов реки Чагрес при канале открытого типа. Дополнительное углубление центральной выемки на 26 м, которое потребовалось бы для канала открытого типа, представляло собой чрезвычайно трудную и дорогую работу, особенно в виду происходивших оползней. Указывалось, что канал открытого типа лучше обеспечивает бесперебойную навигацию, но 15 лет службы существующего канала дали полное доказательство превосходства избранного типа. После улучшения условий работы на перешейке и принятия типа канала земляные работы были вновь начаты более ускоренным темпом. В общем, за 1904−1906 гг. было вынуто около 5 400 000 м3 земли; в то же время все было подготовлено, чтобы в 1907 году развернуть производство земляных работ в еще большем масштабе. В начале 1907 г. был назначен новый главный инженер Гетхельз (Goethals) и сформирована новая комиссия, т. н. Четвертая комиссия по проведению канала, состоявшая из семи членов, которая начала работать в апреле 1907 г. и окончила канал в 1914 г.

Фрагмент статьи из Технической Энциклопедии 1927−34 г. г.

Переслать другу

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте