1000-летие крещения Руси

Опубликовано: 5 Июня 2013 Распечатать Сохранить в PDF

Автор — Алексей Голубев

Ровно четверть века назад в СССР официально отпраздновали 1000-летие Крещения Руси

Икона-Крещения-Руси.jpg

Икона крещения Руси

Переломным моментом в истории Церкви и всей России стал 1988 г., когда в Советском Союзе широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Торжества, за которыми с удивлением наблюдал весь мир, вышли далеко за пределы церковных приходов и длились несколько дней в крупнейших городах страны.

Отношение советской власти к Русской Церкви стало постепенно меняться с начала 80-х гг. Событием чрезвычайной важности была передача Московской Патриархии в 1983 г. комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра».

Уже во второй половине десятилетия интеллигенция с большим интересом читает в прессе сенсационные статьи о гонениях на верующих, уничтоженных святынях и важной роли Церкви в истории и культуре народа.

Сама Церковь ещё в 1980 г. начала подготовку к празднованию 1000-летнего юбилея Крещения Руси князем Владимиром. Однако величайший праздник в истории РПЦ изначально планировался исключительно как закрытое внутрицерковное мероприятие, которое должно было пройти с 5 по 12 июня 1988 г.

Эти числа напрямую не связаны с датой Крещения, поскольку доподлинно она неизвестна. Так, 900-летие Крещения Руси праздновалось в Российской империи в 1888 г. в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги — 15 июля. В иные даты в 1938 г. отмечался и 950-летний юбилей (в русском зарубежье и городах Украины, которые тогда относились к Польше). Наконец, 1020-летие праздновалось в Киеве с 10 по 19 июля 2008 г., а в Минске — с 23 по 25 октября. Стоит отметить, что ряд историков оспаривают и сам год Крещения. По некоторым данным, оно произошло не в 988 г., а ещё в 987 или, наоборот, позже — в 990−991 гг. В связи с этим дата празднования «плавает» и является весьма условной.

Празднование 900-летия Крещения русского народа в Киеве.jpg

Празднование 900-летия Крещения русского народа в Киеве

Запланированные на начало лета 1988 г. церковные торжества было решено приурочить к Неделе всех святых, в земле Российской просиявших, которая, в соответствии с церковным календарём, выпадала в тот год на неделю с 5 по 12 июня. Планами РПЦ заинтересовалось руководство СССР, желающее продемонстрировать миру явную либерализацию в вопросах религии. За развитием ситуации следили многие зарубежные страны, а Генеральная ассамблея ЮНЕСКО даже призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

На этом фоне советские власти не только пообещали не мешать проведению религиозных мероприятий, но и всячески приветствовали намерения Священноначалия. В правительственных СМИ демонстрировался благожелательный тон в отношении Церкви со стороны государства, а со страниц различных газет и экранов телевизоров к населению всё чаще обращались сами священнослужители, что ещё несколько лет назад казалось просто немыслимым.

Празднования в Ленинграде, митрополит Алексий (Ридигер), будущий Патриарх.jpg

Празднования в Ленинграде, митрополит Алексий (Ридигер), будущий Патриарх

В преддверии празднования юбилея государство передало РПЦ важнейшие для православных верующих обители: ярославский Толгский монастырь, Козельскую Введенскую Оптину пустынь в Калуге и Киево-Печерскую лавру. Кроме того, Московской Патриархии начали возвращать мощи святых, которые находились на хранении в государственных музеях.

Но настоящей сенсацией стало разрешение властей на строительство в столице нового храма в честь Тысячелетия Крещения Руси. Закладка камня в основание будущей церкви сопровождалась торжественным богослужением, которое возглавил сам Патриарх Пимен.

Храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове, построенный в память о 1000-летии Крещения Руси.jpg

Храм живоначальной Троицы в Орехове-Борисове, построенный в память о 1000-летии крещения Руси

В апреле 1988 года, за несколько недель до празднования 1000-летия Крещения Руси, в Москву съехались репортёры со всего мира. Они освещали поистине историческое событие — встречу в Екатерининском зале Кремля Михаила Горбачёва с Патриархом и членами Священного Синода. Генеральный секретарь ЦК КПСС и Предстоятель РПЦ перед телекамерами пожали друг другу руки. Сам Горбачёв при этом назвал Крещение Руси князем Владимиром «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности» и отметил, что благодаря перестройке стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. В ответ на это Пимен выразил «архитектору перестройки и провозвестнику нового политического мышления» «всецелую поддержку», «искреннюю благодарность» и благословил Горбачёва на продолжение начатых дел. Позже, 3 июня, Указом Президиума Верховного Совета СССР Патриарх Пимен и другие иерархи Русской Церкви были награждены орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси».

Медаль в память тысячелетия крещения Руси...jpg Медаль в память тысячелетия крещения Руси.jpg

Медаль в память 1000-летия крещения Руси

Сами торжества, получившие всесоюзный статус, стартовали 5 июня и продолжались целую неделю. Многотысячные крестные ходы, праздничные богослужения проходили в Москве, Ленинграде, Владимире, Киеве, Новосибирске и других крупных городах СССР. По случаю юбилея был дан праздничный концерт в Большом театре.

Празднование 900-летия крещения Руси 15 июля 1888 года в Москве.jpg

Празднование 900-летия крещения Руси 15 июля 1888 года в Москве

Кульминацией праздника стало 12 июня, когда в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты. На территории только что восстановленного Данилова монастыря прошла праздничная Божественная литургия, которую совершали Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия I. I., Патриарх Антиохийский Игнатий I. V., Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Иерусалимский Диодор, Архиепископ Кипрский Хризостом и Патриарх Болгарский Максим. 1000-летие Крещения Руси отмечали также в Константинопольском Патриархате и в Русской Зарубежной Церкви.

Празднования в Ленинграде, часовня Ксении Петербургской.jpg

Празднования в Ленинграде, часовня Ксении Петербургской

В рамках празднования юбилея 6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой лавре. На нём были прославлены целый ряд православных подвижников: Максим Грек, Андрей Рублёв, Дмитрий Донской, преподобные Паисий Величковский и Амвросий Оптинский, святители Игнатий Брянчанинов, Макарий Московский и Феофан Затворник.

Со времени празднования 1000-летия введения христианства на Руси прошла четверть века; с тех пор и в стране, и в Церкви произошло немало перемен, и некогда объединявший православные народы праздник сегодня становится поводом для политических разногласий и скандалов. Так, в России и на Украине он имеет разные названия: «День Крещения Киевской Руси — Украины» и «День Крещения Руси». Впрочем, отмечается праздник в обеих странах 28 июля, в день памяти киевского князя Владимира, почитаемого равноапостольным крестителем Руси.

Святые Равноапостольные Владимир и Ольга.jpg

Святые Равноапостольные Владимир и Ольга

Переслать другу

Комментарии 17

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Виталий Данилочкин 06.06.2013 | 19:20

Ту речку на иконе надо бы в красный окрасить, т.к. там кровища рекой лилась.

Виталий Данилочкин 06.06.2013 | 19:15

Гнев жреца
- Преступная и алчная держава,
Зачем Крестом ты ходишь по Руси?
Или тебе так места мало,
Что задыхаешься в собственной грязи,
Чем плохи были наши нравы?
Тем, что свободным воздухом полны
Места священных рощ, где истуканы
На равных думали с людьми.
Как много надо злата храмам,
Чтоб Византии подражать!
Рабы на монастырских землях пашут даром;
Чьи деды здесь могли свободно колос жать.
Владимир – князь, чем соблазнился?
Стал членом императорской семьи!
Ты в правде предков усомнился;
Что сделал с русскими людьми?
Загнал копьём всю Русь креститься:
«Кто не со мной, то будешь враг!»
Заставил русских грекам поклониться
За обещанье райских благ.
Как Перуна с холма ты в Днепр скинул,
Так и Отчизну сбросишь в омут бед.
Великий Стол враждой потомков сгинет:
Кочевник иго принесёт на сотни лет.
Монахи, полные лукавства,
Вы подменили всех богов:
Сплели Исуса с богом солнца,
Из грешных нужд одели ангелам оков.
Теперь святые все при деле:
Кто смотрит за скотом,
Кто за рождением детей…
Но занеможет русич, да и вкусит ведьмы зелье;
Он был всегда язычником до кончиков ногтей.
Ещё история покажет
Кто кровожаднее из нас:
Никто Перуну кровью губы не помажет
Но сколько положили на алтарь Христа!
У нас богов на всех хватало,
И жили дружно меж собой.
Теперь один, но веротерпие пропало:
Идут с хоругвью друг на друга в бой.
Волхвы уйдут в глухие чащи,
В туманы едкие болот.
Мы за собой силком не тащим,
Лишь заберём не нужных вам богов».
***

Затихла речь, хруст веток слышен.
С усталых глаз скатилася слеза.
Согбенный старец стал как будто выше;
Седые космы закрывают пол лица.
Медведем бурым Велес на поляну вышел,
По замыслу Верховного Творца
Ярилы луч упал на старца свыше;
Средь бела дня возникла яркая звезда.
Душа под песнь Сирина стала чище;
За ним пришли забрать отсюда навсегда.

Сергей Грицук 06.06.2013 | 16:48

Именно по этому случаю мною было написано следующее стихотворение:

ПЕРЕКРЕЩЕННЫМ РОССИЯНАМ

Слепа, слепа нужда народа
Для высоконравственного сброда.
Гуманно травят палачи
Людей в удушливой печи,
Из трубки мира сталинизма
Дымят идеи коммунизма.

Не правда ль жить в такой стране
Под стать дремучей старине,
В которой царь, помещик, поп
Народ сосали словно клоп
И все живое истребляли
Во имя трона и скрижали.

Нет, теперь другие времена,
КПСС на всех одна.
Как Троица себя блюдет,
Елейным словом души жжет:
"Ослепший в вере ищет путь,
Еще успеем отдохнуть".

Увы, какая благодать
В сырой могиле отдыхать,
Ведь перед смертью все равны:
Попы, партийцы и рабы.
К чему же строиться в ряды
И перекраивать гробы?

Спросить бы надо у Генсека,
Весьма большого человека.
Ответит он: "К чему скандал?..
Чтоб коммунизм наш процветал.
Я знаю: нелегка к нему дорога,
Да не пуста моя берлога.

Безбедно с Раей мы живем,
За Маркса кушаем и пьем.
С капиталистами друзья,
Ворам, грабителям родня.
Ногами топчем Мавзолей
На благо Родине, своей.

Знать справедлива жизнь народа
В глазах плешивого урода.
Но как нам дальше с верой быть,
Кому и для чего служить?!
Для этого рассудок дан, чтоб знать:
Где вера - там обман!